Будущее здесь – выбирай дорогу

Какие предметы сложнее сдавать на школьном экзамене, итоги ЕГЭ, как сформировать образовательную траекторию, что выбирают девятиклассники – об этом и многом другом рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина в пермском эфире радио SPUTNIK на волне 91,2 Fm (16+).

– Единый государственный экзамен – это один из ключевых, наверное, показателей развития образование в регионе.

Что касается оценок, то для нас важнее не они, а отсутствие нарушений. С нашей стороны самое главное – обес­печить проведение экзамена без технологических сбоев. Потому что незасчитанный экзамен станет катастрофой. Мы не рейтингуем школы по среднему баллу ЕГЭ, важнее, сколько высокобалльников. И вторая позиция, которую мы отслеживаем, – количество несдавших. Эту цифру мы будем знать в сентябре, потому что еще есть возможность пересдать. Вот эти два парамет­ра – самые главные.

Плюс важно сколько сдают экзамены по профильным предметам, востребованным экономикой нашего региона. Мы стремимся увеличить количество ребят, выбирающих для сдачи ЕГЭ математику, физику, химию, биологию, информатику. Это пять ключевых предметов, необходимых для последующей подготовки специалистов в техникумах и вузах для усиления кадрового потенциала прикамской экономики.

– Но не всем же интересны естественно-научные предметы?

– Абсолютно верно. И наше дело – помочь семье и ребенку правильно определиться с выбором. Мы должны создать условия, чтобы каждый ребенок себя прокачал на предмет того, кем он хочет и может стать. Вовремя сориентировать детей, организовать проф­ориентацию.

– Бытует мнение, что математику и физику сдавать сложнее всего. И проще выбрать гуманитарные предметы.

– Не соглашусь. Я отношу историю наравне с биологией к самым сложным для сдачи предметам. Там самые небольшие баллы. Ведь история – это не даты событий, а понимание логики исторического процесса. У биологии своя сложность – в выпускном классе изучают общую биологию, а на экзамене вопросы начинаются с ботаники из пятого класса. Я сама биолог по специальности, русский язык сдаю на 96 баллов, а биологию на столько не сдам. Поэтому нельзя говорить, что математика и физика сложнее остальных предметов. По информатике, например, вообще высочайшие баллы наши ребята получают.

– Вы говорили, что отслеживаете количество высокобалльников.

– В этом году среди выпускников у нас 108 стобалльников, шестеро из них – мультистобалльники. Высокобалльных работ еще больше, это когда ребята получили свыше 81 балла за экзамен – их насчитывается свыше 5,8 тысячи. Все это говорит не просто о том, что наши дети умные и талантливые, это говорит о системной работе в школе. Когда по одному предмету 100 баллов, это, скорее всего, личные достижения ученика. Когда мультистобалльники, да еще по несколько человек из школы, это говорит о том, что в школе создана классная образовательная среда.

– Школы заинтересованы в том, чтобы у них было много стобалльников. Нет такого, что они целенаправленно переманивают к себе лучших?

– Школы создают условия для обучения, на которые как раз идут заинтересованные ребята, которые хотят развиваться в том или ином профиле. У нас же очень много школ, которые набирают ребят с пятого, потом с седьмого, потом с десятого класса на углубленное изучение тех или иных предметов. Для школьников это хорошая возможность скорректировать свою образовательную и будущую карьерную траекторию, когда пришло осознание своих интересов и способностей.

Мы по инициативе губернатора Пермского края Дмитрия Махонина открываем большое количество профильных классов, например, медицинские классы, инженерные, есть агротехнологический класс, авиакласс, даже космоклассы есть, школа дизайна. К седьмому, к десятому классу ребенок обычно понимает, что ему в жизни интересно, и ему можно подобрать подходящую школу. А мы заинтересованы в том, чтобы ребята делали правильный выбор будущей профессии.

– Бывает, что школы, наоборот, уговаривают уйти, считая, что ученик не тянет углубленное изучение профильных предметов?

– Категорически это не приветствую. Школа может выбрать, например, инженерное образование, сформировать инженерный класс, но рядом с ним должен быть общеобразовательный класс. Школа должна давать все возможности для развития. И если ребенку не нужен специализированный класс, значит, должен быть общеобразовательный. Либо в соседней школе. Но мы в любом случае обязаны предоставить ему такую возможность. Во всех случаях мы всегда на стороне ребенка.

– После девятого класса все чаще выбирают не 10-й, а училища и техникумы.

– Последние пять лет это так. Вижу в этом выверенную позицию родителей и детей. Дети теперь рано взрос­леют, лучше понимают свои перспективы. И часто видят, что для выбранной работы высшее образование им не требуется, а лучше подходит среднее профессиональное. Сейчас 60 процентов детей после 9-го класса идут в техникумы, а после 11-го класса – до 20 процентов. В ответ мы наращиваем цифры приема, увеличиваем количество техникумов, которые вступают в проект «Профессионалитет». А это – 100 млн рублей только федеральных средств плюс средства работодателей, плюс средства нашего региона, которые выделяются по решению губернатора Дмитрия Махонина. Потому что есть понимание, насколько прикамские предприятия зависят от количества и качества выпускников из учреждений среднего профессионального образования.

При этом в профессиональном образовании остались только те профессии, которые гарантируют трудоустройство. Например, мы готовим контролеров качества машиностроения и слесарей-наладчиков контрольно-измерительных приборов. Очень востребованные специальности, ребята с первого курса все нарасхват. Предприятия финансируют подготовку специалистов, студенты проходят практику на будущем месте работы, учатся на оборудовании, которое закупается предприятиями и соответствует их парку станков. Специалисты предприятий ведут занятия.

– Возвращаясь к 11-классникам. У нас в регионе принято проводить большой выпускной, где чествуют лучших.

– Есть такая традиция. На выпускном бале «Будущее здесь» наградили лучших. Губернатор сам вручал благодарности мультистобалльникам. Это – Юрий Ивашкин из школы №3 Березников, Иван Миков из куединской школы №2, Гордей Щепин из гимназии №1 Соликамска, Павел Куркуля из лицея №3 Перми, Никита Загадерчук и Ольга Седельникова – из школы №146 Перми. А всего на эспланаде собрались более пяти тысяч вчерашних школьников. Они отметили важное для себя событие – окончание школы. Теперь перед ними открыты все дороги, и пусть каждый выберет самую для себя подходящую.

Автор: Александр Давыдов