Ас, герой, легенда. Непростая история простого паренька из Большесосновского района

Дважды Герой Советского Союза Михаил Одинцов, уроженец Большесосновского района, вряд ли мог подумать тем страшным летом 1941 года, когда пришлось биться с асами люфтваффе не на жизнь, а на смерть, что через 50 с лишним лет на параде 9 Мая 1995 года именно он пронесет по Красной площади Знамя Победы.

Родился Одинцов в 1921 году в селе Полозово Большесосновского района. Потом его, еще подростка, судьба поносила по стране. Жил он в Ижевске, Барнауле, Воткинске. Школу-семилетку закончил в Свердловске, хотел учиться в техникуме, но надо было зарабатывать деньги, помогать матери. Михаил пошел на обувную фабрику. Одновременно учился в аэроклубе. Семнадцатилетним он поступил в пермскую военную школу летчиков. Из-за молодости брать его не хотели, но Михаил смог убедить всех, что без него советской авиации не обойтись. В 1940 году Одинцов выпустился пилотом Су-2 в звании младшего лейтенанта.

Его, начавшего войну на легком бомбардировщике Су-2, в первые месяцы сражений сбили дважды. Вылетать на задания приходилось без истребительного прикрытия, советская авиация в 1941 году понесла огромные потери. Су-2 летали одни, значительно уступая немецким «Месершмиттам» в скорости. Враг легко мог догнать и атаковать почти безбоязненно. Однако боевые задачи выполнялись любой ценой.

В конце июня 1941 года в один из вылетов группа Су-2 штурмовала немецкую колонну с бронетехникой и пехотой. Противник был хорошо прикрыт зенитками, и в небе бушевало море огня. Самолет Одинцова оказался изрешечен осколками. Не дотянув до своего аэродрома, летчик совершил вынужденную посадку. Его посчитали погибшим, но он через два дня вернулся в свой полк.

А когда осенью 1941 года Одинцов бомбил переправу через реку, на него накинулись сразу четыре «Мессера». Одного сбил метким огнем штурман, но другие атаковали со всех сторон. Три вражеских истребителя крутились рядом, буквально расстреливая наш бомбардировщик из пушек. Но Одинцов, получив уже несколько ранений, маневрировал, уходил от атак и тянул, тянул домой. Немцы, израсходовав боеприпасы, некоторое время шли рядом, потом улетели. А летчик смог добраться до аэродрома и хоть с трудом, но посадил самолет. Михаил Одинцов получил тяжелые ранения, ему хотели даже ампутировать руку, но он не дал врачам сделать это.

Только через несколько месяцев лечения уже в 1942 году его выписали из госпиталя, причем доктора выдали заключение – к военной службе абсолютно непригоден. Одинцов расстроился, но попросился побывать в своем родном полку. Ему разрешили. Прибыв к однополчанам, Михаил никому не сказал, что он списан вчистую с летной работы, а справку, выданную в госпитале, выбросил. Целый год он летал, втайне от начальства перед каждым заданием туго бинтуя раненую руку, пока та окончательно не зажила.

Первый свой орден Одинцов получил за схватку с «Мессершмиттами», когда спас от немецких истребителей своего командира, да еще и сбил два вражеских самолета. Летал он тогда уже на Ил-2.

«Прекрасный, удачный самолет штурмовик Ил-2 по многим показателям превосходил машины германских военно-воздушных сил, да и наших союзников. Армии других воюющих государств вообще не имели штурмовиков, обладающих хотя бы примерно равными летно-тактическими данными. Наш первый в мире бронированный штурмовик по тем временам был последним словом авиационной техники. На таком самолете просто нельзя плохо воевать», – вспоминал впоследствии Михаил Одинцов.

Всего же он совершил на Ил-2 за все время войны 202 боевых вылета и потерял только один самолет – выстрелом из немецкого танка во время штурмовки оторвало хвост. Еще был случай, когда в боевой машине после возвращения домой техники насчитали более четырехсот пробоин. Летчика спасла тогда бронеспинка сидения, около нее набралось больше килограмма осколков и бронебойных сердечников от снарядов.

Много было штурмовок, воздушных сражений. За свои подвиги Михаил Одинцов награжден орденами и двумя орденами Героя Советского Союза. После окончания войны он учился в военно-воздушной академии, но из-за внезапно проявившейся болезни был списан из летного состава. Но Одинцов не сдался. Он много и упорно тренировался, занимался, и через три года его вернули на летную работу, причем без всяких ограничений. Михаил Одинцов командовал полком, дивизией, ВВС Московского военного округа. Уже после войны за высокие показатели в службе его наградили двумя орденами Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции и орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

Одинцов освоил тринадцать типов самолетов и даже четыре типа вертолетов! В 1963 году он был начальником центра подготовки космонавтов. В конце своей военной службы, будучи уже генерал-полковником, стал генеральным инспектором ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР, а потом – помощником представителя главнокомандующего Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского Договора в Войске польском.

И в день 50-летия Великой Победы Михаил Одинцов пронес Знамя Победы по Красной площади Москвы.

За ратный труд. Награды генерал-полковника Михаила Одинцова:

- дважды Герой Советского Союза;
- два ордена Ленина;
- пять орденов Красного Знамени;
- орден Октябрьской Революции;
- орден Александра Невского;
- два ордена Отечественной войны 1-й степени;
- орден Отечественной войны 2-й степени;
- орден Красной Звезды;
- орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени;
- ордена и медали иностранных государств.

Автор: Дмитрий Порохов