​Актриса Театра-Театра Мария Полыгалова: «Актер с хорошим характером – это абсурд!»

Актриса Пермского академического Театр-Театра Мария Полыгалова обладает редким для людей ее профессии даром. В какой бы роли она не выходила на сцену – масштабной или эпизодической – зрительское внимание будет сфокусировано на ней, а ее сценическая энергетика такова, что Мария всегда в эпицентре спектакля.

В золотом списке Полыгаловой – Огюстина в мюзикле «Восемь женщин» (16+), Пенелопа в «Одиссее» (12+), обозначенной как нетривиальный взгляд га древнегреческий миф, Понсия в драме «Дом Бернарды Альбы» (18+), секретарша в комедии «Как Сергей Сергеич прославиться хотел» (12+), атаманша в мюзикле «Бременские музыканты» (6+), Вера в комедии «Три плюс кот» (16+), Джут в мюзикле «Девушки Битлз» (18+)... Амплуа острохарактерной актрисы, абсолютный музыкальный слух и прекрасные пластические данные делают каждую роль Марии Полыгаловой событием не только для ее «фан-клуба», но и для всех зрителей Театра-Театра.

Почему этих событий сейчас не так много? Что волнует Марию сегодня? Чем бы ей хотелось поделиться со зрителем? Чем отличается профессиональная жизнь актрисы даже в таком театральном городе, как Пермь, от карьеры в столице? Как приходят в эту профессию, а, главное, кто в ней остается в итоге? Вокруг этих вопросов крутился наш разговор, нет-нет да съезжая на темы разного рода кризисов и точек роста.

– Мне кажется, случайностей в нашей жизни почти не бывает, и, как правило, человек выходит на предназначенную дорогу. Я родилась в городе Мирный Архангельской области (в Перми жили мои бабушка с дедушкой), и когда встал вопрос о дальнейшей учебе, мы с родителями переехали в Пермь. План был такой – Пермское музыкальное училище по классу фортепиано с целью поступления в Казанскую консерваторию. Училище я благополучно окончила, мы с бабушкой даже съездили в Казань, но с прослушиванием что-то не заладилось... А в это время мой папа устроился работать на Пермское телевидение Т7, и я, придя туда на экскурсию, была просто захвачена процессом. А как мне понравилась телеведущая! В студии юных корреспондентов мы писали сценарии, ездили снимать сюжеты. В общем, я решила: какая консерватория, если есть ТВ и возможность работать режиссером?

Поступила на отделение режиссуры театральных представлений в Пермский институт культуры. И вот что интересно. Все, что касается моих концертных выступлений как пианистки, всегда было связано с диким волнением: руки-ноги трясутся, сплошной мандраж и обморочное состояние. Но первый же выход на сцену показал: здесь я как рыба в воде. А уж сценическими этюдами и вовсе готова была заниматься с утра до вечера.

– Вы решили менять профессию.

– Да. Пробовала поступать в Москву, Ярославль, Екатеринбург – где-то опоздала по возрасту, где-то не сложилось; и тут объявление: Сергей Федотов, художественный руководитель театра «У моста», набирает актеров. И мы с подругой пошли. Попали на «Женитьбу Бальзаминова» (12+). Что такое театр «У моста», многим известно – там, как это часто бывает в нашей сфере, абсолютный тоталитаризм. Если идет репетиция, это только монолог. Монолог Сергея Павловича Федотова – твое слово не имеет никакого значения. Сергей Павлович записывал аудио со всеми паузами и интонациями – актер должен был его воспроизвести. Я не понимала, почему художественного руководителя все так боятся, почему все вздыхают с облегчением, когда он уезжает. Федотов мог приехать в театр в любое время и внезапно появиться во время спектакля…

Не секрет, в театре многие пили, в том числе, и от перегруза. Труппа маленькая, спектаклей много, афиша постоянно обновляется, нужен стопроцентный результат.

На режиссуре театральных представлений я получила очень много, в том числе базовые предметы актерского отделения от настоящих мастеров. Сценическую речь нам преподавала Лариса Ивановна Зуйко; сценическое движение – Александр Петрович Донец. И все-таки моя актерская школа – это театр «У моста». Всему приходилось учиться на практике.

– В конце 90-х-начале нулевых там работала блестящая труппа.

– Мои педагоги – это Сергей Федотов, Андрей Пудов, Ирина Ушакова, Геннадий Масленников, Наталья Катаева, Нина Ахтырская. Лучшее погружение – быть внутри сцены, импровизировать. Быть живым, существовать здесь и сейчас, а не декламировать заученный текст.

Вот почему я, несмотря на серьезное музыкальное образование, до сих пор не очень люблю мюзиклы? Потому что мюзикл – по сути, не интересный жанр. В мюзикле – огромная массовка, ты – одна из поющих голов. И каждая поющая голова выдает свой вокальный текст… Драматический артист – это думающий артист; а в мюзикле много думать не надо.

– Дальше был конфликт между ведущими «умостовцами» и Сергеем Федотовым, многие, в том числе и вы, перешли в труппу Театра-Театра.

– В 2005-м я попала в штат Пермского академического Театра-Театра; пошли интересные роли. И, конечно, это был абсолютно новый период: все было другое, начиная от режиссерского метода Бориса Леонидовича Мильграма, который всегда работает в диалоге с актером, и заканчивая тем, что мы, драматические артисты, которых учили проживать роль на сцене, в основном должны были существовать в формате мюзикла.

– Мюзикл «Восемь женщин», получивший Национальную театральную премию «Золотая маска», вы сыграли более двухсот раз, и в каждом показе ваша Огюстина – разная, впрочем, как и весь спектакль. Лично знаю зрителей, которые смотрели каждый показ.

– Да, с 2007-го года театр поменял направленность и стал работать как мультижанровый, «Алые паруса» (12+), «Восемь женщин» (16+), «Карлик Нос» (6+) и другие названия стали его визитными карточками. И все-таки многие актеры старшего и среднего поколения оказались не очень востребованы, да и публика, на мой взгляд, скучает по высокому искусству драмы. Посмотрите, какие аншлаги на нашей «Женитьбе» (12+), какой блестящий в этом спектакле актерский ансамбль!

Буквально на днях в театре начинается работа над «Недорослем» (12+), где я буду репетировать Простакову. Полное название – «Недоросль. Дневник Митрофана». Это «трагикомедия или комедия, или почти комедия, или трагифарс сквозь слезы». То есть, роскошная возможность применить свой арсенал драматической актрисы. Так что приглашаю на премьеру 13-15 марта.

– Мария, как вы работаете над ролью, если это драматический спектакль?

– У каждого артиста – свой собственный метод. Как ты делаешь роль, это особая кухня. Я, например, никогда не учу текст вначале; он у меня ложится постепенно, утрамбовывается. Выучить текст, а потом идти с ним на репетицию – не для меня. И, конечно, роль рождается не на премьере, а года через полтора-два. Это, конечно, волшебный процесс.

Иногда меня спрашивают, артисты – это особенные люди, или такие же, как и все? Артист с хорошим характером – это абсурд. (Гениальную Марию Аронову, которую обожает публика, например, условно говоря, боится пол-Москвы). Артист мужчина – это вообще отдельный человеческий вид…

– Чем отличается работа актрисы в провинции от работы в Москве и Санкт-Петербурге?

– Актер даже такого развитого театрального города, как Пермь, отличается от столичного очень важной вводной – отсутствием альтернативы. Если ты работаешь в крупном театре, то уйти тебе, не меняя город, некуда. Жалею ли я о том, что не уехала в Москву? Иногда бывают такие мысли. Некоторое время я играла в театре «Новая драма» Марины Оленевой и оттуда ездила в Щукинское училище на курсы повышения квалификации. Один из педагогов Щуки тогда сказал: какая классная актриса!.. Если уезжать в Москву, то принимать это решение нужно было тогда. Да, в столицах огромная конкуренция в нашей профессии, но и масса возможностей. Чем старше актриса (актер), тем меньше ролей будет по объективным причинам. Но сейчас, конечно, уезжать смысла нет: у меня в Перми муж, дети, родители. Муж, кстати, тоже работает в Пермском академическом Театре-Театре – техническим директором. В этом плане мне повезло: мы оба погружены в театральный процесс, и никому не нужно объяснять, где ты был столько времени и почему пришел ночью.

– Кого бы вам сегодня хотелось сыграть?

– Кабаниху в «Грозе» (12+) Екатерину Ивановну в «Преступлении и Наказании» (16+), а вообще любую властную женщину с тяжелым характером и непростой судьбой. Из комедий – всех свах Островского.

– Сегодня одна из ваших ведущих ролей – педагог студии ART Family. В студии – она существует восьмой год – много разных направлений: речь, актерское мастерство, курс «Сцена» и др. Ваш курс называется «Я есть», направление – «Территория женщин». Как вы пришли в педагогику? Чем занимаетесь со студентами? Кто они?

– В ART Family меня пригласила директор студии Елена Деткова, но я долго тянула, так как считаю, что с людьми должен работать человек, который любит их настолько, что готов отдать себя полностью. Я в себе такой потенциальной отдачи не чувствовала, но Лена уговорила. И процесс захватил, я буквально стала влюбляться в людей. Чем мы занимаемся? Раскрепощением, актерскими тренингами, разными практиками, но основная задача – это почувствовать себя, полюбить и принять.

Дело в том, что на наши курсы не приходят случайные люди. Как правило, это человек в кризисе, в сложном периоде жизни, те, кто пытается ответить на вопрос: «Кто я такой? Куда двигаться дальше?», «Почему что-то в жизни не складывается?».

Для меня как для педагога самое интересное – человек в точке А и этот же человек в точке Б, после того пути, который мы прошли вместе. Некоторых в финале просто невозможно узнать. Однажды на курсе оказалась женщина-юрист, абсолютно закрытая, контролирующая каждый жест, каждый шаг. Первая мысль была: что я с ней буду делать?.. А в финале она, представляете, начала улыбаться, начала двигаться по-другому, а, прощаясь, сказала: «Спасибо огромное! Я только теперь понимаю, сколько всего упустила. После вашего курса у меня началась новая жизнь!..».

В юности у меня было два педагога: по специальности и по концертмейстерскому классу. Одна все время повышала голос, кричала, замахивалась даже. А вторая на первом же занятии мне восхищенно проговорила: «Маша, у тебя такие руки! Такое прикосновение к клавишам, какого я не видела никогда…». Лариса Валерьевна Бойченко. К ней я просто бежала.

Что в наших занятиях самое главное? Главное – дать человеку крылья, чтобы он полетел. Мой курс, «Территория женщин», он не только актерский, он отчасти психологический. Человек на нем раскрывается, осознает, что он уникальный. На тебе крылышки, лети!..

Справка

Мария Полыгалова родилась в 6 июля в г. Мирный Архангельской области. Закончила Пермский государственный институт искусства и культуры в 2002 году. С 2000 по 2004 гг. работала в Пермском театре «У Моста». В Пермском академическом Театре-Театре с 2005 года. Награждена дипломом лауреата конкурса актерской песни «Соломенная шляпка» в 2007 г; дипломом

лауреата II Премии IX Международного конкурса актерской песни им. А. Миронова в 2007 г; дипломом лауреата 13-го краевого фестиваля «Волшебная кулиса» в номинации «Лучший актерский дуэт» за работу в спектакле «Восемь женщин» в 2015 г.
Является номинантом национальной театральной премии «Золотая маска — 2015» в номинации «Лучшая женская роль в музыкальном спектакле» за работу в мюзикле «Восемь женщин». В 2017 году награждена Благодарностью Министерства культуры Пермского края за развитие театрального искусства.

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Автор: Наталья Земскова