Князь Дмитрий Петрович Максутов (1832–1889) – потомок знаменитого татарского рода, контр-адмирал, был правителем Русской Америки. Именно он командовал спуском российского флага в столице русских владений Новоархангельске в 1867 году. Русская Америка – историко-географический феномен, существовавший с 1741 года. В него входили штат Аляска, крепость Форт Росс в Калифорнии и Гавайский остров Кауаи.
После ухода русских осталось 30 населенных пунктов, основанных поддаными Российской империи, и полсотни церквей и часовен. С болью в сердце Дмитрий Петрович скрепил своей подписью договор о передаче владений Соединенным Штатам. Он проработал в Российско-американской компании восемь лет, до этого участвовал в морских сражениях, в том числе в обороне Авачинской бухты на Камчатке, куда он в свои 22 года был назначен командиром порта. Тогда в ходе русско-турецкой войны город удалось отстоять. Шесть английских и французских кораблей были вынуждены отступить. Дмитрий Максутов потерял в битве родного брата – Александра.
Братья Павел, Александр и Дмитрий Максутовы – сыновья управляющего Пермской удельной конторы князя П. И. Максутова. Все трое закончили Морской кадетский корпус, служили на разных флотах. 18 октября 1867 года прошла церемония официальной передачи Русской Америки Соединенным Штатам в обмен на чек в 7,2 млн долларов. Русский гарнизон уступил место американскому, сразу же был поднят флаг США, и в бухту вошли американские корабли. Еще два года Максутов оставался здесь в качестве консула, спасая обитателей и товар, противодействуя новой администрации.
Личности Д. П. Максутова посвящена книга В. Рокота «Князь русской Америки» (16+). Его внук Дмитрий Дмитриевич Максутов – известный советский ученый, изобретатель телескопа Максутова.
Политический и общественный деятель Петр Струве (1870–1944) родился в семье пермского губернатора Бернгарда Струве на улице Сибирской. Семья переехала в Петербург, там впервые проявился интерес к политике, который будет сопровождать его всю жизнь. В 1890 году Струве основал марксистский кружок. Первый акт участия в политической жизни страны он совершил в 1894 году – написал письмо-листовку взошедшему на престол Николаю II. Стал редактором первых марксистских журналов, издал «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». Но вскоре Струве разочаровался в идеях марксизма, отдав предпочтение не революционному пути, а планомерным реформам. После событий 1905 года вступил в Конституционно-демократическую партию и стал одним из ее лидеров. Свои взгляды Струве продвигал в качестве депутата Государственной думы. Тогда же принял участие в издании сборника «Вехи» (16+) – манифесте либеральной мысли. К большевистскому перевороту 1917 года Струве отнесся отрицательно: «Революция оказалась национальным банкротством и мировым позором». Лично участвовал в формировании добровольческой армии, вынужденно уехав за границу. После поражения белой армии активно действововал в эмиграции, работая над повышением авторитета русской мысли за рубежом. До конца своих дней сокрушался об участии в подготовке революции. В память о П. Б. Струве на стене Дома губернатора установлена мемориальная доска. По инициативе его внука Никиты Струве был создан комитет по сбору материалов русской эмиграции и передачи их на родину. С подачи Струве в Москве был открыт Дом Русского Зарубежья, где хранятся 350 тысяч документов, книг и фотографий. Никита Струве посещал Пермь и передал в Пушкинскую библиотеку коллекцию книг своего издательства.
Статья об архитекторе, строителе, изобретателе, ученом Свиязеве есть даже в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (12+). Иван Иванович Свиязев (1797–1874) родился в Верхних Муллах в семье крепостного крестьянина. Со временем стал основоположником промышленной архитектуры, самым крупным теоретиком русского зодчества, помимо того, что был строителем и инженером. Первой его работой было проектирование Императорской бумажной фабрике в Петергофе и водяных сооружений петергофских фонтанов. А через десять лет он стал старшим архитектором при сооружении Храма Христа Спасителя в Москве.
Два главных труда Свиязева: составление нового урочного положения на строительные работы в России (читай – ГОСТа строительных работ) и изобретение особой, названной его именем, системы отопления. Он также автор первого в России «Руководства по архитектуре». За свои сочинения Свиязев удостоен почетного отзыва Академии наук и награжден бриллиантовым перстнем. Еще один бриллиантовый перстень он получил за строительство здания медеплавильной фабрики Пермских пушечных заводов.
На изобретенные им нагревательные приборы министерство финансов в 1847 году выдало Свиязеву привилегию – авторские свидетельства. В Перми Свиязевым было построено около 30 сооружений, среди которых – Дом губернатора, Дом Благородного собрания, знаменитая ротонда, нынешнее здание администрации Перми. А также он построил Монетный двор в Екатеринбурге и Большую оружейную фабрику в Златоусте. Иван Свиязев – это классика русского зодчества и промышленного строительства XIX века.
Однажды король Испании спросил Сергея Дягилева: «Господин Дягилев, вы не актер, не балетмейстер, не танцовщик, не музыкант. Что вы делаете в вашей балетной труппе?» Дягилев ответил: «Ваше Величество, я, как и вы, ничего не делаю, но без меня не обойтись».
Этот исторический анекдот отражает особенность деятельности, в которой Дягилев был одним из первых и, возможно, самым успешным. Для описания не подходит ни одно из современных Дягилеву понятий – в те времена не было слов «продюсер» и «пиарщик». Детство и юность
С. П. Дягилева (1872–1929) прошли в Перми, в доме его отца, кадрового военного Павла Дягилева, поэтому его здесь считают земляком. Дом на улице Сибирской был прибежищем искусства. Сергей участвовал в «Русских исторических концертах с живыми картинами», устраеваемых его семьей на сцене театра.
По мнению биографов импресарио, именно эти концерты легли в основу будущих «Русских сезонов»: идею впервые воплотили в Перми. Учеба в гимназии совпала с рассветом пермского театра, который был построен при финансовом участии семьи Дягилевых. Покинув Пермь в 1890 году, Сергей поступил в университет в Санкт-Петербурге, брал уроки в консерватории. В столичной художественной и артистической среде он сразу заявил о себе. Ну а потом было то, что теперь известно всем: в Париже состоялись выставка «Два века русской живописи и скульптуры», пять «Исторических русских концертов», балетные «Русские сезоны». Это был триумф русского искусства, который сумел открыть миру Сергей Дягилев.
Импресарио никогда не признавался, что провел свое детство в провинции, называл себя петербуржцем и даже внебрачным потомком Петра I. Простим ему этот каприз и эту мистификацию за то, что он был недюжинным популяризатором России. В Перми существует единственный в мире дом-музей Дягилева, наполненный подношениями многочисленных поклонников его дарования, а также Дягилевский фестиваль (12+).
Спор о том, кто является автором популярного в советском обиходе граненого стакана, ведется бесконечно. Первый такой стакан в 1943 году выпустили в Гусь-Хрустальном, посуда имела десять граней, объединенных единой окружностью по верху стакана. Эскиз особо прочного стакана принадлежал скульптору Вере Мухиной. Но впервые соединил грани в форме стакана Николай Гаврилович Славянов (1854–1897). Так он решил наглядно продемонстрировать возможности изобретенного им метода сварки. Его стакан состоял из восьми граней различных цветных, черных металлов и сплавов. Это было проделано впервые в мире, и на Всемирной электротехнической выставке в Чикаго Славянов был награжден «За произведенную техническую революцию». Тогда, скорее всего, и возникла идея граненого стакана как торжества русской инженерной мысли. Иначе как такой стакан мог оказаться среди вещей писателя Михаила Осоргина в краеведческом музее? Он умер до того, как в СССР стали их массово производить.
Н. Г. Славянов служил на Пермских пушечных заводах 14 лет, все его многочисленные открытия связаны с Пермью. Славянов не только изобрел дуговую электросварку плавящимся металлическим электродом, но и внедрил этот способ в России. На заводе он открыл электросварочный цех, так появилась новая профессия – электросварщик. Дуговую плавку до сих пор используют на Земле и в космосе. Горный начальник умел работать на всех имеющихся на заводе станках. Его смерть от простуды потрясла заводчан. «Дорогому нашему начальнику и другу рабочих Николаю Гавриловичу Славянову, изобретателю электросварки, от благодарного русского народа», – эту надпись они сочинили сами.
Через 50 лет состоялось перезахоронение останков. Колонна прошла от Свято-Троицкого храма до механического техникума. Ее возглавили сыновья инженера: Александр Николаевич, известный химик, и Николай Николаевич, знаменитый гидрогеолог, открыватель лечебной воды «Славяновская». Наливая эту воду в граненый стакан, который должен по умолчанию быть в доме каждого пермяка, вспоминайте о великом земляке.
Каждый раз, когда идет трансляция схождения Пасхального Святого огня в Храме Гроба Господня, Пермь может чувствовать свою причастность. Пермяк Дмитрий Дмитриевич Смышляев (1828 – 1893) был уполномоченным Императорского Православного Палестинского Общества в Святой земле. Важно было застолбить свое право на эти территории, достойно принимать паломников из России. Но турецкие законы не позволяли приобретение земли российским поданным. Разрешения было получено в 1873 году, тогда удалось приобрести надел в частную собственность.
Последующее обустройство легло на Смышляева. На захолустной окраине Османской империи без дорог и инфраструктуры ему предстояло создать сложные архитектурно-инженерные комплексы, при том, что рабочая сила состояла из неграмотных палестинцев из окрестных деревень. Организаторский талант уполномоченного позволил сплотить разноязыкий контингент в команду, способную создавать шедевры в русском национальном стиле. Ему самому приходилось быть и инженером, и сторожем, и чернорабочим. Были возведены Сергиевское и Александровское подворья буквально в сотне метров от главной святыни христианства – храма Гроба Господня. Строительству предшествовали археологические раскопки, в результате был открыт остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат. За беспримерный труд Д. Д. Смышляев стал кавалером ордена Святого гроба Господня, хотя не был священнослужителем. С тех пор у нас есть свой, Пермский, Иерусалим.
В Пермском крае 720 пещер, большинство из них – карстовые. Этим воспользовался Георгий Алексеевич Максимович (1904–1979), который нашел здесь неисчерпаемые возможности для исследований. Результатом стало формирование новой междисциплинарной науки – карстоведения. В самостоятельное направление ее выделили в 1947 на конференции, которая состоялась в Перми.
С тех пор существует Пермская школа гидрогеологов и карстоведов, имеющая высокий международный рейтинг. Тогда же была опубликована первая сводка по пещерам Пермского края. В тяжелые послевоенные годы решение издавать сборник, посвященный пещерам, выглядело необычным, но он выходит до сих пор. В 1964 году в Перми был создан Институт карстоведения и спелеологии. Имя Г. А. Максимовича возглавляет список из девяти специалистов в этой области в «Энциклопедии спелеологии и карстоведения» (12+) под редакцией Дж. Ганна, введенные им научные термины используются специалистами всего мира.
Почему же так важно изучать карст? Известно, что 30 процентов мировых запасов нефти, а также некоторые полезные ископаемые находятся в карстовых коллекторах. Закономерности карстовых явлений необходимо знать в целях безопасности строительства и использования земель. Поэтому до сих пор актуальны научные изыскания доктора геолого-минералогических наук, профессора ПГУ Г. А. Максимовича. Ему было присуще и научное предвидение, раньше других он увидел, например, надвигающийся дефицит водных ресурсов. Когда на своих лекциях в 70-е годы он говорил, что вода скоро будет продаваться за деньги, студенты ему не верили.
«В области балета мы впереди планеты всей», – спел Юрий Визбор в 1964 году. И это место застолбила за собой пермская школа балета и одна из ее создателей – Людмила Павловна Сахарова (1926–2012). Она начинала как балерина, четыре сезона танцевала на сцене Молотовского театра. После травмы как нельзя кстати пришлось предложение стать педагогом хореографического училища. В плюсе – у Сахаровой была великолепная выучка и сильный характер. В минусе – то, что ее школа была не петербургской (как изначально было в Перми), а московской.
Сахарова учила детей балету 50 лет. Будущим феям и лебедям было непросто с ней, но зато был и сладкий миг успеха. Первой победой педагога стал триумф шестнадцатилетней Нади Павловой на Международном конкурсе в Варне, а потом и Гран-при на Московском. Затем был невероятный для столь юной балерины ангажемент и гастроли по многим странам мира. Теперь особенные ноги Нади Павловой в мире балета называют «пермскими», родился такой термин. Выпускниц Сахаровой театры разбирали заранее. Училище гремело на весь мир, заговорили о феномене «пермской школы» – как суммы определенных педагогических принципов. И это были принципы Людмила Павловны Сахаровой.
В целом она подготовила свыше 100 специалистов балета, была хореографом сборной России по художественной гимнастике, педагогом классического танца в Нью-Йорке. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, награждена Орденами «За заслуги перед Отечеством», Дружбы народов и Трудового Красного Знамени. Так награждают за дело – за то, что в области балета мы впереди планеты всей.
Долететь до самых отдаленных мест планеты нашим самолетам позволяют авиационные двигатели, сделанные в Перми. Беспересадочный полет до Америки стал возможен в 1971 году, когда пермским КБ под руководством Павла Александровича Соловьёва (1917–1996) был создан двигатель Д-30КУ.
Задание конструкторы получили после одного инцидента. Кубинский лидер Фидель Кастро возвращался домой на нашем самолете, когда разразился шторм. Горючее было на нуле, и пилот попросил дозаправки на военной базе США. Присутствие на борту кубинца не афишировалось, ведь он был объявлен врагом Америки. По случайному везению салон самолета не проверяли.
Руководство страны тогда потребовало создать двигатели, которые были бы способны перелететь океан без дозаправок. Павел Соловьёв стал основоположником нового направления в мировом двигателестроении. Он открыл главный секрет мощности в авиации, раскрыв потенциал двухконтурных двигателей – до сих пор на этом принципе работают все реактивные двигатели мира. Благодаря разработкам Павла Александровича СССР выигрывал в «холодной войне» по очкам: в небе русские были сильнее.
Некролог о смерти гениального конструктора опубликовала газета Guardian (16+) под заголовком «Последний из великих». Двигатели наших моторов носят индекс «ПС», что значит Павел Соловьёв, самый известный из них ПС-90. Сейчас пермские конструкторы создают двигатель пятого поколения ПД-14 и готовят к разработке ПД-35. ПД – это значит перспективный двигатель. И в основе – конструкторская мысль пермяка Павла Соловьёва.
Почти полвека авторитет этого человека был непререкаем – так было и в советский период, и после него. Борис Всеволодович Коноплёв (1919–2008) работал в Перми на руководящих должностях с 1953 года. Какой бы пост он не занимал – первый секретарь, председатель исполкома – он воспринимался как хозяин города и региона. Коллеги называли его «царем Борисом» за властный, но справедливый нрав, решительный и сильный характер.
Биография Коноплёва типична для советского времени, он прошел все ступени карьерной лестницы. Авиационный техникум, в годы войны в 22 года – начальник литейного цеха. После войны мог стать командиром производства, но помешала болезнь – туберкулез, ему предложили руководящую работу по партийной линии. На его долю выпало становление Перми как крупнейшего промышленного центра. При нем город стал миллионником и вошел в топ-10 научно-производственных центров СССР. Коноплёв внес вклад в развитие машиностроения, большой химии, нефтепереработки, ракетно-космического производства, приборостроения.
КамГЭС и Камский мост, город Чайковский и архитектурно-этнографический музей «Хохловка», пермское телевидение и Институт культуры, Пермский центр РАН и «Камкабель» – к этим и другим достижениям Прикамья он имел самое прямое отношение. Будучи представителем элиты, Коноплёв не накопил материальных благ, сохранил свои посты при четырех руководителях страны и даже не имел высшего образования. Боялись ли царя Бориса? Да, отвечают коллеги, боялись! Боялись его подвести…
Так по нарастающей называют пермские реактивные системы залпового огня. Но долгое время имя их конструктора Юрия Николаевича Калачникова (1928–1998) было известно только специалистам. Двенадцать артиллерийских систем, разработанные в Специальном конструкторском бюро завода им. Ленина (Мотовилихинские заводы) состоят на вооружении Российской армии. Заслугой Юрия Николаевича стало создание сильнейшей конструкторской школы артиллерии и ракетных систем.
Стране нужно было добиваться паритета со странами НАТО. Перед старейшим предприятием Урала поставили задачу разработать новые виды вооружений. Созданное в СКБ Калачникова оружие – мощное и надежное, как автомат Калашникова. Сейчас всем знакомы по репортажам и новостям 120-мм орудие «НОНА-К», 152-мм пушка «ГИАЦИНТ-Б», 152-мм гаубица «МСТА-Б», 240-мм самоходный миномет «ТЮЛЬПАН», 220-мм боевая машина «Ураган», 300-мм боевая машина «Смерч», РСЗО ТОРНАДО-С и др.
Все, что создано Калачниковым, уже вошло во всемирную историю артиллерии, а иностранные системы, по признанию экспертов, просто скопированы с советских разработок. Ленинская и четыре Государственных премии, Орден Ленина и два Ордена Трудового Красного Знамени, звание Академика Российской академии ракетных и артиллерийских наук, 30 авторских свидетельств на изобретения. И, наконец, на родине в его честь назвали сквер в Мотовилихе, где выдающийся конструктор жил и работал.
Автор: Варвара Кальпиди