Алексей Нестерович Зеленин (1870–1944) в раннем детстве лишился родителей и до 15 лет жил в пермском приюте для бедных детей. Там проявились его способности к рисованию, с ним занимался художник Африкан Сидорович Шанин, выпускник Академии художеств. Профессиональная подготовка и финансовая поддержка пароходчиков братьев Каменских помогла Зеленину стать вольнослушателем Петербургской академии художеств. В имении Ф. Г. Каменского Зеленин прожил почти десять лет. В дальнейшем ему помогали, предоставляя кров и заказы, купцы Алины, пермские меховые короли, и купеческая семья Грибушиных, в усадьбе которых, в Топорнино, он проводил каждое лето.
Окончив академию в 1895 году, Зеленин два года провел в Париже, работал в Лувре и Люксембургском музее, писал уличные этюды, продолжал образование в парижских академиях. Все накопленное мастерство и блеск своего таланта молодой художник сумел показать на передвижной выставке петербургских художников. Тогда же пришел первый успех. Его фантастическая картина «На дне моря» была приобретена для галереи московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича.
Зеленин преподавал в Кунгурском городском училище, пермской Мариинской женской гимназии, частной женской гимназии Барбатенко, учительской и духовной семинариях Перми, стал соучредителем Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества. Зеленин был разносторонним автором: портретист, пейзажист, график, освоил роспись церквей, изготавливал изразцы, создавал архитектурно-планировочные проекты.
В Ныробе, в месте заточения боярина Михаила Никитича Романова, художник спроектировал сквер. К празднованию 300-летия Дома Романова именно Зеленину поручили создать портреты Николая II и его супруги, которые украсили празднество. Он также является автором канонического изображения Белогорского монастыря.
Вполне благополучной была и судьба художника в советской Перми. Он жил в собственном двухэтажном доме с мастерской, преподавал черчение в пермских вузах, учил живописи одаренных молодых художников. В 30-х годах занимался изготовлением макета города Краснокамска, Камского ЦБК и рельефной карты Урала с указанием мест залежей полезных ископаемых. Работы Зеленина хранятся в Пермской художественной галерее и в коллекции М. Ю. Кориненко. Творчеству Алексея Зеленина посвятил книгу пермский журналист В. Гладышев. Она богато иллюстрирована репродукциями его работ и фотографиями.
Римские каникулы наоборот
Род Сведомских ведет свое начало от автора первой пермской летописи священника Гавриила Сапожникова. Биография его потомков оказалась связана с Пермью весьма своеобразно. Братьев Сведомских недаром называли «перелетными птицами». С завидным постоянством они покидали Рим, чтобы почти каждое лето проводить в своем имении, что в Михайловском заводе Осинского уезда Пермской губернии (сейчас – территория Чайковского округа). В имении они провели свои детство и отрочество, а позднее именно здесь создавали свои произведения.
Оба брата – Павел (1849–1904) и Александр (1848–1911) – учились в Санкт-Петербурге, в Дюссельдорфской академии и в Мюнхене. Творчество Павла Сведомского разнообразно по жанрам. Он известен серией больших исторических полотен «Школа невольниц», «Сократ у дверей Ксантиппы». Его картина «Медуза» была куплена знаменитым коллекционером Павлом Третьяковым. В последние годы жизни Павел Александрович обратился к отечественной истории, создавая картины «Бедная невеста», «Юродивый», «Пожар в Москве, 1812 год», «Казнь Ермака».
Александр тяготел к жанру лирического пейзажа, часто писал дорогие ему российские просторы. Его картина «Улица в древней Помпее» хранится в коллекции Третьяковской галереи. Особое место в творчестве художников Сведомских занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве, где братья работали в течение десяти лет. Пермякам произведения братьев показали на выставке в 1902 году. Спустя 103 года картины Сведомских снова выставлялись в Перми, в художественной галерее на выставке под названием «Очарованные Италией».
Акварель Павла Размахнина «Вид Перми» (1832) – это единственное живописное воспоминание о Перми, сохранившее исторической облик города. Напомним, что грандиозный пожар 1842 года уничтожил 300 домов, в том числе и изображенные на картине. Панорама предстает перед нами с правого берега реки, и мы видим Пермь и Каму такими, какими они были два столетия назад.
Можно удивиться не слишком широкой ленте реки, оживленному движению на парусных и деревянных лодках. Умиляют многочисленные фигурки людей на реке, занятых обычными для них повседневными делами. Постройки на левом берегу напоминают европейские города того времени. Узнаваемым вид Перми делают купола сохранившихся до наших дней каменных соборов – Петропавловского и Кафедрального Спасо-Преображенского.
Иными словами, в портрете той Перми идиллически слились труд и красота. Павел Емельянович Размахнин (1796–1834) – уроженец Перми, окончил здесь гимназию и какое-то время вместе с отцом ремонтировал заводские плотины. В 1826 году окончил Казанский университет, преподавал русскую словесность в Оренбургском уездном училище и в Уфимской мужской гимназии. В 1827 году вернулся в Пермь, устроился учителем истории, географии и статистики в мужской гимназии, которую когда-то окончил.
Павел Емельянович был широко известен как поэт и баснописец, печатал свои произведения в журнале «Заволжский муравей». Его басни «Собака и волк», «Осел и лисица» наследуют крыловскую традицию. Размахнин сочинил немало песен и романсов, которые, по воспоминаниям современников, были весьма популярны, их исполняли на семейных вечерах. Литературное творчество Размахнина известно мало: пермский пожар 1842 года уничтожил большинство его рукописей. Возможно, то же произошло и с его живописным наследием.
Размахнин не был профессиональным художником. Но единственная его дошедшая до наших дней картина поистине уникальна. Эта акварель появилась в собрании галереи несколько лет назад, ее выкупили из частной коллекции.
Фамилия Верещагин известна в мире прежде всего благодаря Василию Васильевичу Верещагину, гениальному художнику-баталисту. Его однофамильцы – Петр Петрович (1834–1886) и Василий Петрович (1835–1909) Верещагины родились в Перми. Они принадлежали династии пермских иконописцев. Первым учителем братьев был их отец художник-ремесленник Петр Прокофьевич, а после его смерти – дед по матери иконописец Иван Васильевич Бабин.
Петр Верещагин – пейзажист-перспективист, академик пейзажной живописи. Он – автор известных картин, воспевающих красоту уральской природы: «Вид реки Чусовой при пересечении мостом Уральской железной дороги», «Речка Архиповка», «Камень Писаный», «Камень Красный», «Камень Мултык». Художник вошел в историю как один из первых российских ландшафтных живописцев, хотя в то время был в моде итальянские виды. Ценил Пётр и красоту российской архитектуры: писал виды Ревеля (ныне – Таллинн), Пскова, Нижнего Новгорода, Тифлиса (Тбилиси), Москвы, Петербурга, Крыма. Во время русско-турецкой войны (1877–1878 годы) бывал на Балканах и создал несколько батальных работ.
Младший брат Василий Петрович Верещагин был историческим живописцем, портретистом, иконописцем. За свои работы неоднократно получал золотые медали на всемирных выставках в Лондоне, Вене и Париже. Наш земляк более 20 лет преподавал в Академии художеств рисунок и композицию. Его кисти принадлежат работы «Свидание заключенного со своим семейством», «Осада Троице-Сергиевой лавры в 1608 году».
В своем творчестве Василий обращался к русскому фольклору, создав картины «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем». Он также написал иконы для Храма Христа Спасителя в Москве. Картины братьев Верещагиных в 1907 году были переданы младшим из них в пермский музей и послужили началом для организации художественного отдела, позднее ставшего основой коллекции пермской галереи.
Так называется картина Петра Оборина (1917–2005), которая принесла ему славу. Написанная в 1954 году, она стала первой картиной пермского художника, попавшей на Всесоюзную выставку. Картина выставлялась в Третьяковской галерее, объездила все страны Восточной Европы, ее напечатали на обложке популярного журнала «Огонек» (16+), издали отдельной открыткой. Сюжет был взят из жизни: художник наблюдал сам, как на смотре художественной самодеятельности весь зал приветствовал талантливое исполнение песни простой девушкой из Кудымкара. Героиню картины звали Паней, и она работала скотницей в Коми округе.
В 30-е годы Петр Артемьевич работал в Пермском краеведческом музее, ездил в экспедиции, зарисовывал старинные здания, предметы быта, крестьянскую утварь. Позже принимал участие в археологических раскопках. По их мотивам он создал полотна «Из тьмы тысячелетий», «История развития человека», «Пермский период», которые стали стали частью музейных экспозиций.
В годы Великой Отечественной войны художник рисовал агитплакаты, тогда же стал членом Союза художников СССР, самым первым из пермяков. Оборин писал пейзажи, работал по заказу промышленных предприятий, создавал панно, портреты рабочих, писателей, артистов, а также оставил целую галерею автопортретов.
Анатолий Николаевич Тумбасов (1925–2001) – классик пермской живописи и зачинатель производственной темы. В социалистическом реализме она поощрялась, и художник искренне писал: «Моя академия – стройки Камской, Воткинской гидроэлектростанций. Там я рос как журналист и художник». С этих строек он вел свои иллюстрированные репортажи, которые печатались в газетах. В 1943 году Тумбасова призвали в армию, он служил в боевом полку штурмовой авиации, окончил школу авиамехаников.
Ведущей темой его творчества стало преобразование природы созидательным трудом человека. Рисунки и живописные полотна художника – своеобразная летопись советских пятилеток, так как он бывал на всех грандиозных стройках СССР, на Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Чаще всего он рисовал родной Урал. Художник объездил всю территорию Прикамья и в своих пейзажах запечатлел самые отдаленные уголки родного края, уходящую старину, памятники культуры и природы. Полностью изобразил ушедший под воды Камского водохранилища Чёрмозский завод.
Художник проявил себя и на литературном поприще. Его рассказы и очерки активно печатали в 50–70-х годах прошлого века. Тумбасов стал первым в Перми создателем авторской книги, где текст и иллюстрации сделаны одной рукой. На страницах книг «Кама выходит из берегов» и «В разливах рек – моря» Тумбасов воспел красоту и величие Прикамья и прикамцев.
Мастер и Маргарита в одном лице – такого признания удостоилась художница Маргарита Вениаминовна Тарасова (1933–2006) на юбилейном вечере, который был посвящен ее семидесятилетию. Тонкий график и полиграфист, замечательный иллюстратор пермской книги, Тарасова также является автором всех пермских гербов. В 1969 году она стала победительницей конкурса на создание символа социалистического города. В центре был изображен уникальный памятник борцам за дело революции на Вышке. В 1920-е монумент соединил паровой молот (гордость рабочей Мотовилихи), серп и колосья (единство труда). Сочетание красного и синего на гербе означало принадлежность города к Российской Федерации, а синего и зеленого символизировали бескрайние леса Прикамья и его речные просторы. Через 30 лет понадобился новый герб, который отражал бы иные реалии. В 1993 и 1995 годах Маргарита Тарасова создала современные гербы Перми и Пермской области, выполнив их в современной пластике.
Авторский стиль, присущий Тарасовой, раскрывался в ее повседневной работе художественным редактором Пермского книжного издательства, в то время – лидера среди уральских полиграфических предприятий. Она была первым профессиональным полиграфистом издательства. Открытием не только для пермяков стал прикамский фольклор, собранный этнографом Иваном Зыряновым и оформленный Маргаритой Вениаминовной в виде книжных миниатюр «Вишерские частушки», «Уральские хороводы», «Чердынская свадьба», «Камская вольница». Пермские издания были отмечены наградами на международных конкурсах искусства книги в Осаке и Монреале.
Маргарита Тарасова создала свою школу пермских книжных графиков и привлекла к работе многих пермских художников. В творческое наследие Тарасовой входит станковая графика, декоративно-монументальные работы, дизайн юбилейных медалей, эскизы народных костюмов, натюрморты и пейзажи. Организационный талант Маргариты Вениаминовны позволил ей долгое время возглавлять Пермское отделение Союза художников.
Этот художник оставил свой след на улицах нашего города в виде двух панно, расположенных на фасаде Дворца культуры имени Гагарина. Декоративные горельефы «Космос» и «Парящий Икар» выполнены из анодированной стали в 70-х годах прошлого столетия.
Рифкат Шайфутдинович Багаутдинов (1938–2014) приехал в Пермь в годы Великой Отечественной войны вместе с отцом, так как сюда был эвакуирован военный завод, где работал отец художника. Рифкат с отличием окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной по специальности «монументально-декоративная живопись». Его дипломный проект, выполненный цветными цементами, находится на торце здания на площади Стачек. В Ульяновске он стал автором монументального триптиха «Железная дивизия».
С 1969 года Багаутдинов работал в Перми, занимался монументальной росписью и мозаикой, станковой живописью, скульптурой, рельефом, иллюстрировал книги. Новаторской была технология, по которой были выполнены его знаменитые композиции: рельеф выполнялся сваркой. Швы идут по форме тела, имеющего пропорции, как на шедеврах Леонардо да Винчи. Для производства художник выполнил более 100 чертежей, сам сделал все инженерные расчеты для стали 0,8 мм, монтаж шел прямо на фасаде дворца культуры. Сейчас эта композиция остается одной из главных достопримечательностей краевой столицы советского периода.
Благодаря Людмиле Кравченко в Перми появилось свое декоративное искусство. До этого была известна только ростовская финифть – народный промысел из Ярославской области. Там с XVIII века именно так создавали образа святых, оклады икон. Людмила Кравченко была поражена изысканной работой ростовских мастеров, которому вскоре научилась. Возглавив на Пермском экспериментальном ювелирно-гранильном заводе новое направление в 1972 году, вскоре добилась признания, в том числе и на мировом уровне. Пермская финифть стала популярна: изысканные миниатюрные росписи украсили броши, кольца, сережки, подвески.
Людмила Ивановна продолжила развивать пермскую эмаль – стиль, который возник благодаря эмальерам Степану и Елене Колюпановым, создававшими росписи на Лысьвенском заводе эмалированной посуды. В работе Людмила Кравченко использовала разные краски, техники и многократные обжиги. Мастерство позволяет автору повторить практически любой жанр изобразительного искусства: графику Рокуэлла Кента, православную икону, католическую картину, пейзажи, портреты детей и зверей, пермский звериный стиль.
Работы мастера по горячей эмали Людмилы Кравченко находятся в частных коллекциях Италии, Франции, Германии, США, Англии. Ее финифти есть в музеях Сергиева Посада, Ростова Великого, Соликамска, в Пермской художественной галерее. Сейчас художнице почти 80 лет, она продолжает свою финифтевую линию, участвуя в выставках и симпозиумах.
Местом силы для художника, родившегося в Сибири, стала Пермь. Николай Зарубин (1948–1998) – один из самых ярких творцов пермского историко-культурного мифа, представитель национальной традиции философского искусства.
Н. А. Зарубин пытался художественно осмыслить особенности пермской истории, природного ландшафта и географического положения, создал свой собственную мифологию Перми. В 1990-е Зарубин воплотил свои мировоззренческие идеи в полотнах «Сотворение мира», «Родиться на Гее», «Жажда жизни», «Вифлеемская звезда. Новый Завет. Апокалипсис», «Могущество и его тщетность», «Эгрегор Перми», «Вифлиемская звезда». Для реализации творческих замыслов художник придумывал новые техники. Поэтому его картины, написанные какими-то невероятными химическими составами, выглядят столь фантастично.
Николай и Людмила Зарубины познакомились в Московском государственном педагогическом институте, были направлены в Пермь для преподавания рисунка и живописи в 70-е годы. С 1983-го оба начали работать в мастерских художественного фонда РСФСР. Совместно они выполнили экологические природные диорамы «Лунежские горы», «На Камском водохранилище», «Природа Осинского края». Последняя, площадью 144 кв. метра, считается одной из крупнейших природных диорам России. Аналогичный проект Зарубины реализовали в Краснокамске.
После смерти художника был издан альбом его работ. Картины Зарубина трудно найти в интернете. Но с 2000 года в Доме-музее Сергея Дягилева открыта постоянно действующая персональная экспозиция произведений Николая Александровича. Его полотна не утратили свежести высказывания и остаются интересны для тех, кто стремится познать мир и законы Вселенной, а также проникнуть в тайны Перми.
В 2009 году первое большое граффити Александра Жунёва (1984–2018) прославило автора. Это был портрет Сергея Есенина высотой более 12 метров, нарисованный на стене заброшенного долгостроя на перекрестке улиц Куйбышева и Луначарского. На соседнем здании Александр поместил два первых четверостишия стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» и изобразил березу. На создание композиции ушло 9 дней.
По словам художника, главное в его работах – это идея, смысл и диалог с обществом, который можно вести со стен и заборов. Жунёв успел попробовать немало материалов – выклеивал розы из цветного скотча, а однажды на деревянном здании выложил осенними листьями узнаваемый портрет Юрия Шевчука.
Разработанный им пиксель-скотч-арт Александр считал очень перспективным, хотя и недолговечным направлением уличного искусства. Сейчас, когда Пермь приводят в порядок, разрисовывать пермские улицы совсем не хочется. Да особо и некому. Разве что в память о главном стрит-артисте на месте первого портрета Есенина появился куда более скромный, но все же Есенин.
Автор: Варвара Кальпиди