Помните кадры из культового фильма «Игла» (18+), где Виктор Цой опускает в таксофон привязанную монетку, и, поговорив, достает ее обратно? На сто процентов это был таксофон из Перми! Первые уличные аппараты с платной связью по 2 копейки делали на Пермском телефонном заводе. В 1952 году здесь изготовили настенные телефонные аппараты для здания Московского университета и для лифтов высотных зданий столицы, после чего и был получен заказ на производство таксофонов.
В Перми также выпускались аппараты многофункциональной служебной связи для предприятий, аппараты для шахт, карьеров, химических производств, морских и речных судов, метрополитенов и милицейских постов. Телефоны в домах советских граждан часто тоже были пермскими.
Завод начал работать в Перми летом 1941 года после объединения строящегося здесь телефонного предприятия с эвакуированным Ленинградским электромеханическим заводом. Уже через месяц они начали выпускать телефонные аппараты для фронта. В 1958 году с конвейера сборки телефонных аппаратов ТАН сошел миллионный экземпляр. На первой послевоенной Международной ярмарке в Лейпциге телефон ТАН-6 был отмечен дипломом за совершенную конструкцию, электрические и телефонометрические параметры.
К 1970 году завод выпускал 20 типов телефонных аппаратов и более 60 видов различных узлов связи. В 80-е годы самыми популярными были марки «Элетап» и «Спектр», в том числе с прогрессивным на тот момент кнопочным набором. Традиционными заказчиками техники под маркой «Телта» (так назывался завод) выступали президентские и правительственные структуры, силовые ведомства, погранвойска, военно-морской флот – все, кому нужна надежная, защищенная от прослушивания спецсвязь.
В 2001 году прошла информация, что завод «Телта» готовится выпустить первый российский сотовый телефон, но совместный с китайской компанией проект не состоялся. И завод ушел, как ушли из нашей жизни стационарные телефонные аппараты. Нынешнее поколение даже не знает как обращаться с дисковыми телефонами. Увидеть их можно только на выставках и в музеях, да еще в старых фильмах.
«Телта» проиграла конкуренцию глобальным брендам
Принцип действия граммофона и патефона одинаков: их заводили ручкой, диск с пластинкой начинал вращаться, одного такого завода хватало на проигрывание одной стороны в течение 30 минут. У патефона нет только громоздкой трубы.
Пермские патефоны появились благодаря тому, что в годы войны сюда был эвакуирован Владимирский граммофонный завод. Там выпускали проигрывающее устройство, скопированное с известной британской модели HMV. Патефон этот был переносным и компактным. В эвакуации предприятие занималось производством взрывателей, а к патефонам его работники, из тех, кто остался в Перми, вернулись уже в составе Молотовского патефонного завода, который был открыт в 1946 году.
Технологически изготовление патефонов было сложнее военной продукции, но уже через год было произведено 100 первых патефонов. К 1954 году выпуск довели до миллиона, к ним были выпущены миллиарды патефонных игл. Однако время патефонов прошло, им на смену спешили магнитофоны. И в 1956 году завод был перепрофилирован на другое производство. Основной заводской продукцией стали велосипеды. А завод со временем стал называться ВЕЛТА.
Пермский завод имени Кирова в годы войны прославился выпуском порохов для знаменитого «сталинского оргАна» – «катюши». А позже – другой музыкой. С 1949 года завод начал выпускать патефонные пластинки. В заводской лаборатории разработали материал для их производства, который с успехом заменил дорогостоящий импортный шеллак – природную смолу. Она до появления винила была основой для производства пластинок.
Пермские диски оказались даже более износостойкими, обладали повышенной прочностью, и звук их был несколько мягче. Ежесуточно с прессформ предприятия сходило 500 пластинок. Весь репертуар был согласован с Москвой, матрицы для изготовления пластинок поступали из Московского дома звукозаписи. Это были советские патриотические песни, русские народные, частушки, плясовые, песни народов СССР, танго, вальсы, романсы, арии из опер и оперетт, сказки для детей, песни из кинофильмов, а также русская и зарубежная классическая музыка.
На «яблоке» грампластинки стояла марка «Кама». И никто не мог подумать, что под этим знаком скрывается знаменитый Пермский пороховой завод – тогда завод имени С. М. Кирова. За два года было выпущено несколько сотен тысяч грампластинок. Во многих домах до сих пор хранятся целые коллекции старых дисков, проигрывать их обычно не на чем, а жаль. Качество записи прекрасное.
Кто бы мог подумать – здесь делали пластинки
Олимпийские медведи, чебурашки и винни-пухи, а позже и местная Барби по имени Людмила водились, наверное, в каждой пермской семье, а также во многих домах жителей СССР. Пермская фабрика игрушек выпускала детскую продукцию начиная с 40-х годов.
Этим поначалу занималась артель инвалидов «Уралец» Горкоопинсоюза. Вскоре решили объединить все цеха мягкой игрушки, росписи тканей, игрушек из папье-маше и деревянной игрушки под крылом завода металлоизделий, а в 1971 году изготовление пермской игрушки передали Краснокамской фабрике на правах хозрасчетного цеха.
Пополняли реквизит детских садов, фотоателье и домашних игровых уголков головоломки-змейки, пластмассовые роботы, детские ракетные установки, выжигательные аппараты и игрушечные револьверы – их выпускал завод «Морион». Ни одно из крупных пермских предприятий не избежало игрушечной тематики: «Пермские Моторы» в 1980-х выпускали погремушки и пирамидки, «Телта» – детские телефоны и игру «Гонки», «Камкабель» – скакалки, «Велта» – игрушечную мебель, а «Инкар» – инерционные машинки.
Педальные автомобили, коня на пружинах, конструкторы, мопеды и велосипед «конь беговой» (при движении конь двигал ногами) делали на Мотовилихинских заводах. И всем всего хватало! Сейчас заводам не до игрушек, а у родителей весьма широкий выбор китайских поделок из пластмассы на любой вкус, цвет и размер. Но дети 60-х, 70-х, 80-х и даже 90-х годов прекрасно помнят, а иногда и хранят любимые игрушки своего детства. Или фотографии, на которых они сжимают любимую игрушку, сидя верхом на коне с педалями.
Пермские игрушки радовали не одно поколение детей
Летом 1990 года в Перми, как и во многих городах России, случился табачный бунт. Из всех дефицитов эпохи развитого социализма самым нестерпимым оказался дефицит сигарет. Если на сухой закон и борьбу с пьянством ответили самогоноварением, то из-за отсутствия курева по стране прокатилась волна возмущений.
Тогда почти одномоментно в СССР закрылись на ремонт 25 табачных фабрик. Сигареты исчезли из продажи, и народ начал перекрывать улицы возле главного табачного магазина. «Астрой» и «Примой», сигаретами пермской фабрики, дымили работяги по всей стране и покуривали старшеклассники на переменах. Финансово удовольствие было доступным: пермские сигареты без фильтра стоили всего 14 копеек за пачку. Больше всего ценилась «Прима», на втором месте – «Астра». Еще были «Дымок», «Новость» и «Кама».
Табачные изделия, в основном папиросы, начали набивать в Перми в годы Великой Отечественной войны на оборудовании, эвакуированном из Ленинграда и Одессы. Пермскую махорку и папиросы «Казбек» отправляли на фронт. После войны фабрика продолжила сотрудничество с армией и флотом, так что дела шли хорошо. В 1963 году пермские табачники начали выпускать сигареты с фильтром. В ассортименте было восемь марок, их набивали высококачественным табаком, выращенным на плантациях Греции, Болгарии, Индии, Индонезии, Молдовы, Азербайджана.
Экипажу подводной лодки «Пермь» в 2002 году фабрика подарила новинку – сигареты «Губернатор». Будущее казалось прекрасным, но в новые реалии табачная фабрика не вписалась. Товар «Астры» перестал пользоваться спросом, ему на смену пришли всемирно известные импортные марки. В середине двухтысячных предприятие закрыли, на его месте возродили одно из зданий бывшего черного рынка и возвели элитный жилой комплекс, сохранив в его названии наименование брендовых сигарет Перми – «Астра».
На месте табачной фабрики возвели жилой комплекс
Страна у нас большая, поэтому товары распределялись в основном по региональному признаку. Например, велосипедисты на западе Советского Союза ездили на «Минске» или на «Украине». А уральский регион пользовался дорожным велосипедом «Кама».
Велотехника того времени отличалась неплохим качеством и долговечностью. Педальная техника того времени отличалась неплохим качеством и долговечностью – в основном это связано с отличными качеством металла, производимого советской промышленностью. Пермский велосипедный завод (после 1977 года был переименован в завод имени Октябрьской революции, а еще позже назывался ВЕЛТА) начал с выпуска дорожного велосипеда повышенной проходимости «Урал». Неуклюжий и тяжелый он все равно был единственным средством передвижения на двух колесах.
Легендарная «Кама» появилась в 1977 году. К достоинствам новой модели можно отнести небольшую длину и вес в 14 кг, высокий руль и настраиваемое сидение. Но главное – велосипед был складным. Все это сразу оценили девушки, они могли сохранять осанку, не горбясь над рулем. И дети – благодаря колесам маленького размера. И дачники, которым было удобно перевозить складную конструкцию в транспорте. «Кама» не занимала много места в малогабаритных квартирах пермяков. В заводскую комплектацию входил багажник, небольшая сумка с инструментами и насос. По тем временам цена была приличной – 98 рублей, примерно две трети зарплаты инженера.
В лучшие годы суммарный выпуск всех моделей велосипедов (дорожных, складных, спортивных, детских) на пермском заводе превышал 1 млн штук в год. «Каму» производили до 2006 года, параллельно в Перми действовала компания «Форвард», появившаяся на свет в 1998-м. Подхватив упавшее из рук знамя, «Форвард» наладил производство четырех велосипедных брендов, среди которых самым популярным был и остается «Forward».
В год 300-летия Перми компания «Урал-трейд» собрала три тысячи слегка измененных копий «Камы». Ко всеобщему удивлению, все велосипеды стоимостью 13 тысяч рублей раскупили задолго до того, как их поставили на конвейер.
На «Каме» катались в каждом пермском дворе
Производство роялей и пианино в Перми началось в 1886 году, когда открылась Первая русско-уральская фабрика роялей Дмитрия Ивановича Юманова. В год изготавливалось четыре клавишных инструмента. Вновь производство пианино возобновили в конце 20-х годах XX века – их решили делать бывшие работники юмановского заведения.
Фабрику открыли в 1937 году, и она не останавливалась даже в годы войны: в 1942 году было изготовлено 22 пианино. В 50-60-е годы пианино «Кама» стало одним из самых распространенных в СССР. Популярность инструмента совпала с интенсивным развитием музыкального образования в Советском Союзе. Важна была и его доступность, пианино стоило примерно пять-десять месячных зарплат – 600 рублей.
В 1960 году фабрика выпустила тысячное пианино и запустила в производство первые разработанные в Перми модели малогабаритных кабинетных инструментов «Ноктюрн» и «Чайка». К середине 80-х пермская фабрика выпускала 1700 инструментов в год.
Но перестройка и переход на рыночную экономику отменили все планы по дальнейшему совершенствованию инструментов, для чего был создан совет по качеству звука из пермских музыкантов и дирижеров. Упала и платежеспособность населения, вслед за чем уменьшился интерес к музыкальному образованию.
И началась повальная распродажа пианино: последнее, что слышали инструменты перед своей кончиной – нелицеприятные высказывания грузчиков, спускающих 90-килограммовый инструмент с верхних этажей многоэтажек. А ведь пианино «Кама» было самым легким из всех в СССР!
Пианино «Кама» сделали обучение музыке доступнее
В советский период миниатюрные книги издавались во многих типографиях. Книжной миниатюрой называли издание с размером страницы 100х76 мм, минимальным был размер 70х50 мм. Пермское книжное издательство начало регулярно выпускать книги-малютки в 1967 году. Всего за 18 лет было выпущено более 120 названий.
Самое первое издание было полностью пермским – это были стихи поэта Василия Каменского размером меньше спичечного коробка. Книжка вышла тиражом три тысячи экземпляров и вызвала фурор, ее отметили дипломом I степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги».
Над миниатюрами трудился изобретательный коллектив полиграфистов. Сувенирные изделия оформляли в бересте, коже, тканях, снабжали их металлической фурнитурой, ляссе (лентой для закладки страниц), иногда дополняли лупой. Миниатюрная книга была уникальна не только по внешнему виду, но и по содержанию: сказы Павла Бажова, серия уральского фольклора, изречения Козьмы Пруткова, «Страшные сказки» Василия Тихова (за этим псевдонимом скрывался филолог Константин Шумов).
Миниатюры сопровождала графика лучших пермских художников. Полиграфические шедевры становились предметами коллекционирования. Пермяки даже объединились в клуб любителей миниатюрной книги. Он издавал свои каталоги, проводил регулярные выставки и творческие встречи, обменивался изданиями с другими городами страны. Миниатюрная книга стала своеобразной визитной карточкой Прикамья и пермским сувениром. Одна из книжек побывала в космосе – ее захватили с собой на орбиту космонавты Романенко и Гречко.
Сейчас миниатюрные книжки в Перми не выпускают. Зато они есть в личных коллекциях во многих странах мира. И хотя иногда книжки-малютки все же появляются на прилавках российских магазинов, им далеко до роскошных раритетов Пермского книжного издательства.
Популярность этого рабочего инструмента была необычайна велика. До такой степени, что в румынском языке слово «дружбэ» стало наименованием бензопилы вообще. Кстати, любопытный факт: свое название мотопила получила в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, широко отмечавшееся в 1954 году.
Заполучить это устройство мечтал каждый дачник и сельский житель, а также скульпторы и строители. Для своего времени «Дружба» стала настоящим прорывом. Во-первых, для распила не нужен был второй человек, во-вторых, инструмент обладал большим КПД по сравнению с ручными пилами.
Конечно, бензопила была шумной, дымной, пожароопасной, ей нельзя было пользоваться в закрытом помещении, чтоб не надышаться угарным газом. В ней не было ни кнопки аварийной остановки, ни защиты от вибрации. Тем не менее «Дружба», которая с 1955 года выпускалась на пермском машиностроительном заводе имени Дзержинского, была награждена Золотой медалью на Международной выставке в Брюсселе.
Бензопила предназначалась для промышленного использования. Где и как ей работали, можно увидеть в культовом советском фильме «Девчата» (18+), который снимали в леспромхозе Чусовского района. Картину можно даже заподозрить в продакт-плейсменте, если бы не факт, что о нем тогда не имели никакого понятия.
Лес валили в СССР в гигантских масштабах, поэтому в розничную торговлю пилы поступали в ограниченном количестве и были в большом дефиците. До 1980-х годов «Дружба» была единственной бензопилой в СССР. Ее производство завершилось в 2011 году, хотя некоторые частные предприятия до сих пор по просьбам трудящихся собирают аналоги.
В эпоху дефицита и постоянной нужды в обменном фонде командированным в другие регионы незаменим был компактный, оригинальный складной нож «Рыбка». С помощью такого сувенира открывались двери в любые кабинеты. Ему радовались хозяйки и секретарши, дети и рыболовы.
Шарнирный нож типа «бабочка» был в кармане едва ли не каждого пермского школьника 80-х годов. Его выпускал Пермский завод аппаратуры дальней связи (АДС). Открытое в 1957 году предприятие производило многоканальную аппаратуру уплотнения. Основное вещание телевизионных каналов в СССР было организовано на оборудовании этого предприятия. Продукцию завода применяли на Олимпиаде–1980, в космических программах «Союз-Аполлон» и «Союз-19».
В 80-х годах на заводе начали выпуск товаров народного потребления, в том числе ножа «Рыбка». Сувенир делали из хромированного алюминия с накладками из пластмассы в виде рыбы. Полная длина в открытом состоянии составляла 15 см, длина клинка – 7 см. Особый шарм перочинному ножу придавала упаковка (прозрачная пластиковая коробочка) и то, что рыбки были разных цветов. Еще на ноже был герб социалистической Перми с изображением памятника на Вышке в виде Царь-молота и медведем с книгой.
Цена была довольно высокой – 3 рубля 30 копеек. Сейчас этот забытый бренд стал предметом коллекционирования, цена симпатичной пермской рыбки доходит до трех тысяч рублей. Завод АДС был знаменит еще одним ходовым товаром – портативным кассетным магнитофоном «Ритм», тоже своеобразным пермским брендом.
Короткая и не слишком удачная история пермского автостроения началась в 1991 году, когда предприятие АВТОКАМ из Набережных Челнов предложило пермякам на базе «Велты» и «Мотовилихинских заводов», где собирались амортизаторы и рессоры для автомобиля «москвич-412», начать производство машины на основе иномарки Rickman Ranger.
Предполагалось рождение нового, поистине народного автомобиля. По примеру страны-производителя Великобритании, где машина продавалась в виде набора для самостоятельной сборки в гараже. В создании «Автокама» принимали участие около 40 разных предприятий Перми. Машина имела стеклопластиковый кузов на металлическом каркасе, двигатель и стандартную от «москвича-412» коробку переключения передач. Подвеска, рулевое управление, мост, тормоза – от «ИЖ-Орбита». Салон – гибрид «Оки» и «москвича», приборная панель как на «Оке», сиденья – от «москвича». С 1990-го по 1993 годы было произведено, по различным данным, от нескольких сотен до нескольких тысяч автомобилей «Велта Автокам».
Проект пермского «автомобиля для всех» заглох в 1993 году. Увидеть его ни в музее «Ретро-гараж», ни на улицах города практически невозможно, а его появление на сайтах продаж авто становится сенсаций. Однако в Закамске живет счастливый обладатель раритета, он держит машину на ходу и изредка принимает участие в ретровыставках отечественного автопрома.
Все фото: Елена Сергеева
Автор: Варвара Кальпиди