300 историй Перми: Сентябрьская Пермь

Первый месяц осени в истории Перми не всегда был ласков к пермякам. Не будем вспоминать о грустном – о катастрофическом пожаре Перми 1842 года или падении «Боинга». Наш календарь событий поможет вам вспомнить важные даты из истории города, которые Пермь может записать себе в плюс.

Первый месяц осени в истории Перми не всегда был ласков к пермякам. Не будем вспоминать о грустном – о катастрофическом пожаре Перми 1842 года или падении «Боинга». Наш календарь событий поможет вам вспомнить важные даты из истории города, которые Пермь может записать себе в плюс.

Первый автомобиль

Появление на улицах города четырехколесного экипажа с двумя сиденьями и керосиновым двигателем, то есть автомобиля, сопровождалось страшным переполохом и первым ДТП. Случилось это в конце сентября 1900 года. Выглядел самодвижущийся экипаж, как лакированная телега, кабины не было, шофер, как кучер, возвышался на «облучке».

Авто привезли с Нижегородской ярмарки на барже, сгрузили на пристани и завели. От неожиданных звуков мотора ошалели и лошади, и люди. Техническая новинка с грохотом понеслась по Монастырской, свернула на Сибирскую, распугивая пермяков. Возле Сибирской заставы отставной солдат-инвалид от неожиданности не успел вовремя поднять шлагбаум. Шофер был сбит с «облучка», без него авто проехало еще целый квартал, влетело в ворота трактира и перевернулось. Хорошо, что в автомобиле не было его первой хозяйки Анны Стефановны, вдовы пароходчика И. Ф. Любимова, бывшего главы города.

Свидетели происшествия вызвали жандармов. Лежащий на боку автомобиль с трудом подняли, впрягли лошадей и доставили во двор Анны Стефановны. Горожане, которые понесли убытки на пристани и от движения автомобиля, обратились к губернатору с прошением о запрете его появления на улицах. Губернатор оставил просьбу без внимания. И все же первые три новых автомобиля появились в Перми только через девять лет. Это были первые пермские такси, вмещающие три-четыре человека с оплатой по десять копеек «за станцию». Тогда же городская управа разработала «Первые специальные правила», устанавливавшие предельный лимит скорости – 12 км/час.

Открытие рынка

В центре Перми 2 сентября 1956 года заработал Центральный колхозный рынок. Он пришел на смену базарам и ярмаркам – площадям, где торговля шла под открытым небом. До 1917 года в Перми было несколько рынков. Самые большие – Чёрный (сквер Уральских добровольцев) и Сенной (Октябрьская площадь).

По тем временам Центральный колхозный рынок поражал своей инфраструктурой: два крытых павильона, мясоконтрольная станция, камера хранения, магазины госторговли, милиция, железнодорожные кассы, гостиница, дом быта, столовая, парикмахерская, радиоузел, чайная. Всего площадь в 45 тысяч кв. метров была рассчитана на тысячу торговых мест. На рынок были сориентированы маршруты междугороднего общественного транспорта для удобства приезжающих торговать колхозников, с которыми заключались договоры. Со временем на территории рынка открыли кинотеатр, цирк шапито, аттракционы.

Большую реконструкцию рынка провели в 1988 году, к тому периоду относится и появление высоких арок на главном входе, и дополнительных капитальных строений. После перестройки Центральный рынок стал закрытым акционерным обществом, из его названия ушло слово «колхозный», как и само это понятие. В 2004 году на территории рынка устроена церковь-часовня Иверской иконы Божией Матери. Сейчас торговый комплекс «Центральный» занимает четыре гектара, где расположены 4,5 тысячи торговых точек, ежедневно там работают две тысячи арендаторов. Каждый год предприятие перечисляет в бюджет более 100 миллионов рублей налогов. Многие пермяки по-прежнему предпочитают покупать на рынке свежую продукцию: ягоды, грибы, рыбу и т.д.

Визит премьер-министра

7 сентября 1910 года Пермь впервые посетил премьер-министр правительства Российской империи Пётр Столыпин. Государственная дума летом утвердила царский указ о праве вывода крестьянских наделов в отдельные частные хозяйства, хутора и отруба, которые он разработал. И Столыпин отправился по Сибири, Уралу и Поволжью, чтобы лично посмотреть, как реализуется принятый закон. А заодно познакомиться с реализацией политики переселения крестьян в Сибирь, о чем тоже было принято решение в рамках его аграрной реформы.

Пермская часть визита совпала с открытием земской кустарной выставки, где были представлены возможности пермских хозяйств. Петру Аркадьевичу преподнесли хлеб-соль на атласном полотенце, на котором были вышиты данные об урожаях в Пермской губернии и другая экономическая информация. В качестве примера успеха переселенческой политики премьер-министру показали выставку сундуков. Оказалось, что спрос на этот немудреный товар резко вырос. Качество изделий и широкий ассортимент заставили задуматься о возможности госзаказа. Был также отмечен шанцевый инструмент, который военное ведомство закупало в Финляндии. Оказалось, что пермский ничуть ему не уступает.

Земство творчески подошло к дизайну выставки: экспозицию сопровождала демонстрация костюмов народов Прикамья, картины известного художника Маковского на темы Урала, которые комментировал сам автор, а на выходе висела гигантская карта горного Урала. Столыпин также рассмотрел прошения местных властей и земцев. Воплотить их в жизнь Петру Аркадьевичу не пришлось – ровно через год, в сентябре 1911 года, он был убит террористом.

Училище для слепых детей

11 сентября 1890 года в Перми открылось училище с приютом для слепых детей. Это было сделано по инициа­тиве и при непосредственном участии общественных деятелей и земских врачей супругов Серебренниковых. Офтальмолог Евгения Павловна Серебрянникова знала, что положение со слепцами в Перми тревожное: по их проценту губерния занимала одно из первых мест, среди крестьян свирепствовали трахома и оспа, приводившие к слепоте.

До 80-х годов XIX века забота о призрении слепых лежала на плечах государства, потом это переадресовали благотворительным организациям. Место для училища выбрали на окраине города – напротив пересыльной тюрьмы, что на улице Сибирской (ныне школа № 22). Училище существовало целиком на пожертвования от земства и городской думы, жертвовали также И. И. Любимов, С. М. Грибушин, Н. В. Мешков. В заведении были организованы регулярные занятия по обучению слепых детей по системе Брайля.

Обязательными были физические упражнения и игры на воздухе, обучали игре на скрипке и рояле. В училище был хор, воспитанники неоднократно посещали концерты и театр. Детей учили плес­ти корзины, изготавливать садовую мебель из прута. В училище действовала ткацкая мастерская, девочки ткали холст, ковры и дорожки, вязали платки, шарфы, плели кружева. Изделия, изготовленные слепыми учениками, шли на продажу. Летом для них устраивали летний лагерь на Каме.

Первый выпуск училища состоялся в 1899 году. Попечительский совет следил за судьбой выпускников и помогал им: предоставлял инструменты для работы и сырье, помогал продавать их изделия. Некоторые бывшие ученики работала таперами, давали уроки музыки, стали псаломщиками при церквях. Пермское училище для слепых детей вскоре стало широко известно за пределами Пермской губернии.

Возвращение имени

11 сентября 1957 года был издан Указ «Об упорядочении дела присвоения имен государственных деятелей краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам, предприятиям, колхозам, учреждениям и организациям». Тем самым Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал Молотовскую область в Пермскую и город Молотов в Пермь. Это решение было связано преж­де всего с событиями, когда, как сообщалось, «антипартийная группа Маленкова, Кагановича, Молотова попыталась сместить со своего поста Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва».

Заговорщики были отстранены от дел. Встал вопрос о переименовании города, названого в честь бывшего министра иностранных дел В. М. Молотова. По сути, переименование Перми было нелепым – сам Вячеслав Михайлович бывал в Перми всего два раза, никакого отношения к развитию города не имел, фамилия Молотов – партийный псевдоним товарища Скрябина. Тем не менее пермяки вынуждены были 17 лет называть себя молотовчанами.

К удивлению, некоторые из них отрицательно отнеслись к обратному переименованию. Вспоминает очевидец, писатель Анатолий Королёв: «Когда в 1957 году мой звонкий город молодости Молотов, город молотобойцев, мус­кулов, моторов, мотоциклов, город молодцов, мой любимый город победы над немцами вдруг переименовали в какую-то старую изношенную посконную и рыхлую Пермь, я пережил шок. Я не хотел быть пермяком-солены-уши».

Борьба, кстати, развернулась нешуточная. Мотовилихинские большевики предложили подобрать городу какое-либо революционное имя. Другие предлагали, не возвращая старое имя, все же отразить суть города, например, назвать его Прикамском. Победил здравый смысл и журналист Борис Назаровский, потративший много усилий на борьбу за старое новое имя. Со 2 октября 1957 года Пермь вернулась на карты СССР.

Алексеевское реальное училище

С идеей открыть в Перми реальное училище в 1873 году выступил городской голова И. И. Любимов. Такие образовательные заведения были нужны для обучения техническим специальностям, в которых у Перми назрела необходимость. Для открытия училища Любимов предложил использовать свой каменный двухэтажный дом на Вознесенской площади и обязался вносить в течение пяти лет по две тысячи рублей. Пермская городская дума, Марьинский банк и уездное земство согласились передавать в фонд училища по 11500 рублей ежегодно.

Дом перепланировали и 12 сентября 1876 года состоя­лось открытие реального училища, названного Алексеевским в память о визите в Пермь в том году великого князя Алексея Александровича. На торжественной церемонии присутствовал министр просвещения Д. А. Толстой. С 1876 по 1919 годы Пермское Алексеевское реальное училище подготовило более двух тысяч специалистов, которые проявили себя в различных отраслях науки и производства, политической и общественной деятельности. Его выпускниками были маршал Советского Союза Б. М. Шапошников, выдающийся конструктор авиадвигателей А. Д. Швецов, знаменитые советские ученые и инженеры братья Вологдины. Виктор Петрович Вологдин – конструктор первого в СССР цельносварного судна. Валентин Петрович – член-корреспондент АН СССР, советский ученый в области высокочас­тотной техники. Училище также закончил известный коми-пермяцкий художник Субботин-Пермяк.

Традиции технического обучения в Перми продолжаются в стенах этого здания. В 1935 году здесь открылся авиа­ционный техникум, основным базовым предприятием которого стал впоследствии моторостроительный завод. Сейчас техникум носит имя его выпускника, выдающегося конструктора А. Д. Швецова. В 2006 году сквер перед зданием переименован в сад имени И. И. Любимова.

Эвакуация сокровищ

Три года Пермская художественная галерея была домом для тысяч произведений искусства, эвакуированных из московских и ленинградских музеев. 14 сентября 1941 года в Пермь пришла баржа с эвакуированными 15 тысячами произведений искусства из фондов Русского музея, в том числе такие шедевры, как «Последний день Помпеи» Брюллова, «Медный змий» Бруни, а также картины Рокотова, Верещагина, Кустодиева, Врубеля, Тропинина и «Спас» Андрея Рублева. Баржа, груженая сокровищами живописи и скульптуры, добиралась до Перми (тогда – Молотова) целый месяц.

Для транспортировки были заготовлены специальные валы для намотки картин большого формата и ящики для упаковки живописных полотен, икон, предметов декоративно-прикладного искусства. Баржа причалила у крутого берега Камы, недалеко от галереи, но еще две недели стояла под дождем, потому что документы, сопровождающие груз, опаздывали. Все это время сотрудники музея несли дежурство. Мраморная скульптура «Царь Иоанн Грозный на троне» Антокольского вообще оказалась неподъемной, ее не могли поднять в крутую гору даже лошади. Пять дней изваяние мокло под дождем – под охраной сотрудников музея и местного добровольца. Разгрузку закончили 10 октября.

Пермскую картинную галерею пришлось закрыть, в музейных залах расположились ящики с экспонатами, были устроены комнатки для эвакуированных. Однако музейщики не прекратили работать, экспозиции из собраний столичных коллекций иногда размещали в соседнем здании краеведческого музея. В частности, провели выставку произведений выдающегося художника М. Нестерова, в честь столетия Ильи Репина в 1944 году, жителям Молотова показали оригиналы его произведений. Ценности хранились в Перми до реэвакуации и были возвращены в целости и сохранности. Связи пермских специалистов с крупнейшими музейными учреждениями страны сохранились по сей день.

Пермская галерея стала вторым домом для сокровищ Русского музея

Городская театральная дирекция

В 1895 году началась новая эпоха в истории Пермского городского театра. Его взяла под свое попечительство городская дума, предложив вести все театральные дела за счет города. Была создана городская театральная дирекция – единственная в истории страны коллективная форма управления театром. Дума формировала репертуар, приглашала артистов. Антрепризу возглавил городской голова, статский советник А. В. Синакевич. На должность главного режиссера дирекции был приглашен один из ведущих постановщиков Николай Боголюбов, открывший публике Федора Шаляпина.

Первый «муниципальный» сезон открылся 15 сентября 1896 года постановкой «Аиды». За сезон проходило примерно сто спектаклей, в основном русской классической оперы, но были и премьеры. Например, поставили «Демона» Рубинштейна. За это время Пермь получила репутацию театрального города, пермяков стали именовать опероманами, сюда стремились оперные звезды России.

Однако шесть сезонов пермского начинания не оправдали ожиданий. Качество спектаклей, их оформление улучшились, конечно, однако доходы от театра не покрывали расходов. В 1901 году пермская дума отказалась содержать театр. Эта история остается уникальной для города и всей Российской империи, которая доказала, в том числе, что самоокупаемость для театральной деятельности остается недостижимой мечтой.

Когда-то Пермский театр оперы и балета был муниципальным

Музей под открытым небом

17 сентября 1980 года в селе Хохловка состоялось торжественное открытие архитектурно-этнографического музея под открытым небом. Генеральный план музея разработали пермские архитекторы Кацко, Канторович и Терехин. Музей расположили возле деревни Хохловка, на полуострове Варнач, на берегу Камского водохранилища. Общая площадь занимаемой территории – 35 га. Сюда перевезли, установили и отрес­таврировали 12 памятников деревянной архитектуры Прикамья XVII – начала XX веков. Хохловка стала первым на Урале музеем деревянного зодчества.

В структуре музея открыты три сектора по основным историко-этнографическим зонам: коми-пермяцкий, северный и южный. И два тематических комплекса: солепромышленный и сельскохозяйственный. Некоторые объекты, например, усадьба Кудымова из деревни Яшкино Юсьвинского района, представляет собой реальное хозяйство с сараем, баней, ледником и хоздвором. В музее собраны разнообразные деревенские постройки: колокольня, сторожевая башня, каланча. Экскурсии знакомят с традиционным бытом жителей Пермской губернии за три века.

Сейчас количество деревянных строений увеличилось до 23, из которых 17 имеют федеральное значение. Хохловка – место проведения тематических выставок, праздников, фестивалей, конкурсов, концертов.

Музей в Хохловке работает с 1980 года

КамГЭС

18 сентября 1954 года вступила в строй КамГЭС. В этот день первые два гидроагрегата Камской гидроэлектростанции дали ток. На момент пуска в 1956 году всех гидроагрегатов Камская ГЭС была второй по мощности электростанцией в СССР, уступая лишь Днепрогэсу. История строительства уходит корнями в начало 20 века – тогда планировалось создать на Каме каскад ГЭС. Подготовительные работы начались в 30-е годы ХХ века, но несколько раз запуск строительства откладывался.

Вскоре стало очевидно, что без мощного притока электроэнергии пермские промышленные предприятия не смогут развиваться. Строить плотину начали в 1949 году. 8 июня 1951 года был уложен первый кубометр бетона, а власти приступили к переселению тех жителей, чьи дома оказывались в зоне затопления, всего переселили 49 тысяч человек. Под воду ушли около 300 населенных пунк­тов, в том числе шесть городов. Исчез исторический город Дедюхин (когда-то центр солеварения), Нижнечусовские и Верхнечусовские городки, затоплена значительная часть Усолья, Ильинского, Добрянки и Чёрмоза, утрачены старинные заводы.

Полное перекрытие русла Камы заняло 12 дней и завершилось 6 октября 1953 года. Плотина стала первой автотранспортной артерией, связавшей два берега Перми. Камская ГЭС расположена в месте кратчайшего соединения двух основных линий Уральского энергокольца, функционирование станции имеет большое значение для обеспечения надежности энергоснабжения. В 1997 году началась реконструкция и замена оборудования Камской ГЭС, которая завершилась в 2015 году.

Сейчас Камская гидроэлектростанция – это сооружение высотой 20 метров, шириной более 400 метров с 23 турбинами. Особенностью КамГЭС является совмещение здания гидроэлектростанции с телом плотины, хотя обычно их располагают отдельно друг от друга. В результате строительства ГЭС образовалось крупное Камское водохранилище, изменился ландшафт местности, немного смягчился климат, а пермяки получили доступ к бесперебойному снабжению электричеством.

КамГЭС на момент запуска была второй по мощности в СССР

Пермская набережная

21 сентября исполняется 60 лет пермской набережной. До революции здесь размещались грузовые причалы и склады пароходчиков, позже весь берег был заставлен лодками и катерами. По вечерам и в выходные дни пермяки любили кататься на них по Каме и перебираться на противоположный берег в Курью, так как автомобильного моста еще не было. Они также использовали реку для стирки и полоскания белья. Пермяки любили прогуливаться по парку имени Гоголя, любоваться закатами с ротонды возле особняка Мешкова.

Украсил набережную речной вокзал, построенный в 1940 году. Новая набережная сформировала новое место для променада протяженностью 3,8 тысячи метров. До этого пермяки гуляли по верхней линии, практически не спускаясь к реке.

Возведения железобетонной стены-фасада началось в 1961 году, вдоль нее и создали узкую ленту набережной между полосой воды и полосой отчуждения железной дороги. Дорожки заасфальтировали, установили чугунное ограждение, разместили фонари и скамейки, оставили три спус­ка в районе Речного вокзала, галереи и Коммунального моста. Недавно набережную обновили, сформировав на берегу Камы интересное и востребованное горожанами общественное пространство. Это – одно из самых излюб­ленных мест для прогулок и развлечений пермяков.

Пермской набережной 21 сентября исполняется 60 лет

Все фото: Елена Сергеева

Автор: Варвара Кальпиди