300 историй Перми: Пермский юмор

Как с юмором у Перми? Да все нормально! Во все времена здесь жили записные острословы, рождались юмористические и сатирические жанры, расцветали праздники юмора. Расскажем пермскую историю шуток и улыбок.

Как с юмором у Перми? Да все нормально! Во все времена здесь жили записные острословы, рождались юмористические и сатирические жанры, расцветали праздники юмора. Расскажем пермскую историю шуток и улыбок.

Легендарный Кри-Кри

Бывали времена, когда Пермь давала жару. Например, газета «Пермские губернские ведомости» на стыке XIX и XX веков стала одним из лучших провинциальных изданий страны. Такой ее сделал Владимир Яковлевич Кричевский (1863-1915), репортер и фельетонист, легендарный Кри-Кри.

Кричевский приехал в Пермь в 1895 году из Симферополя и привез в Пермь жанр городского фельетона. Заняв место секретаря газеты, он создал в редакции фельетонный отдел. Юмористические рассказы о городских новостях, проблемах благо­устройства, местных нравах и привычках выходили под рубрикой «Маленький фельетон», «Воскресные наброски», «Темы дня».

Помимо самого Кричевского, писавшего под псевдонимом Кри-Кри, в газете появились штатные фельетонисты. «При этом литературном зоиле газету стали выписывать даже те, кто не был обязан это делать; при нем же газета получила право на широкую программу и столичный формат. Публика негодовала, его нещадно преследовали, почти ненавидели, но, несомненно, его читали», – писали современники.

Фельетоны сделали свое дело – при Кричевском резко вырос тираж газеты. Изо дня в день публикуя свои заметки, журналист превратился в своеобразного летописца Перми.

«Сколько яду он вкладывал в свои короткие строчки в неофициальном отделе «Губернских Ведомостей»! Начальства, правда, не трогал, но отцы города только зубами бессильно скрипели», – таково был итог его восьмилетней деятельности в Перми. Из-за желчного характера и испорченных отношений с властями Кри-Кри пришлось уехать. Он обосновался в Петербурге и открыл собственную газету.

Сейчас в Перми на улице Монастырской работает уличная выставка «Нескучная Пермь» (12+), подготовленная к 300-летию Перми, где представлены фрагменты из пермских фельетонов.

К Перми влеченье – род недуга

Эта строчка стихотворения Сергея Андреевича Ильина (1887-1914) была невероятно популярна у пермяков, его современников, и остается актуальной в наши дни. Ильин продолжил начинание Кричевского и, работая в газете, писал фельетоны, иногда используя стихотворный формат.

Первые юмористические вирши Ильин опубликовал в «Пермских губернских ведомостях» в 1897 году, с тех пор они становятся украшением газеты. Свои заметки Ильин подписывал Little man – Маленький человек. А в 1901 и 1905 годах выпустил поэтические сборники под общим названием «Лирика и на злобу дня» (12+), в которых были собраны его стихотворные фельетоны и лирические тексты со страниц «Пермских губернских ведомостей».

В отличии от Кричевского, Сергей Андреевич Ильин был, что называется, душой компании, завсегдатаем и организатором концертов, других общественных собраний. Его перу принадлежат пародии на популярных тогда поэтов-символистов, участвовал он и в серьезных изданиях. Например, переводил стихи Байрона к собранию сочинений поэта.

В апреле 1914 года в Перми широко праздновали 25-летний юбилей литературного творчества Ильина, к тому времени безнадежно больного туберкулезом.

«Нет, для меня не синекура / Газетная литература: / Писал, не видя в этом зла, / Я и про бритта, и про бура, / И про китайские дела; / Касался фактов жизни местной / И их снабжал в стихе своем / То – аттестациею лестной, / То – назидательным шлепком».

Спутник крокодила

Самый знаменитый сатирический журнал СССР «Крокодил» в Перми имел дочку, точнее сыночка. В сентябре 1958 года вышел первый номер «Спутника крокодила». Это было единственное в стране издание такого рода. Оно выпускалось на пермском заводе имени Свердлова (ныне «Пермские моторы»).

В журнале печатались критические заметки, фельетоны, памфлеты, юмористические рассказы, басни, сатирические стихи, частушки, афоризмы, анекдоты, эпиграммы, литературные и драматические произведения, комедии и сценки, шаржи и карикатуры. Большая часть материала поступала от самих рабочих и нуждалась в литературной обработке, которую осуществлял редактор журнала Г. Ф. Семёнов, руководивший редколлегией 20 лет.

Темы публикаций журнала: заводская жизнь, люди на производстве, бюрократизм, гонка за планом, производственная дисциплина, быт, общественный порядок. А героями были пьяницы и прогульщики, лодыри и воры, бюрократы и перестраховщики. «Спутник крокодила» был единственным в мире производственным сатирическим журналом.

Издание пользовалось огромной популярностью в рабочей среде, заводчане с нетерпением ждали выхода нового номера. Впоследствии произведения самодеятельных авторов публиковались в столичном «Крокодиле», в толстых журналах и сборниках. В 1971 году столичное издательство «Правда» даже выпустило книжку «Смех на весь цех», составленную исключительно по материалам пермского журнала. «Спутник крокодила» выходил в свет тридцать лет, до 1989 года. Сейчас его номера – библиографическая редкость, но их можно увидеть в музее Пермских моторов.

Театр политической сатиры

Самодеятельный театр исторического факультета Пермского государственного университета в свое время тоже наделал шума. Не без влияния подъема художественной самодеятельности в 1966 году, когда Пермский государственный университет (ныне ПГНИУ) отмечал свой полувековой юбилей, на историческом факультете родился яркий проект – ансамбль политической сатиры «ПОСАТ». Его основателями стали профессора-историки Лев Кертман и Игорь Капцугович. Первый сочинял остроумные тексты, высмеивавшие политические нравы Запада и их действия против СССР, а второй подбирал музыкальное оформление. Студенты исполняли музыкально-постановочные номера, перепевая известные мелодии и сочиняя к ним остроумные тексты.

Первый выход ансамбля к зрителям состоялось в 1967 году на «Студенческой весне» ПГУ, имел шумный успех, впрочем, как и все последующие двадцать лет существования коллектива. Театр политсатиры выступал не только в Перми, но и во многих городах страны, куда «Посат» приглашали в связи с актуальными музыкальными скетчами на темы международной обстановки. Вот только некоторые из названий: опера «Индокитайские страдания» (о войне во Вьетнаме), «Едут новосёлы по земле Сиона» (об репатриации), «Бараний марш».

В коллективе пели и играли студенты, многие из которых стали известными людьми, профессорами и докторами наук: историк Леонид Обухов, политолог Алексей Копысов, бард Юрий Коноплёв, первый директор парка имени Горького Игорь Оболонков.

Ансамбль политической сатиры «ПОСАТ» / архив Музея истории Пермского университета (ПГНИУ)

«Аппетит» Сумишевского

Пародист Александр Сумишевский обрел популярность в 70-е годы. По окончанию института культуры он поступил на должность артиста разговорного жанра в Пермскую государственную филармонию, где раскрылись его способности в жанре эстрадно-театральной пародии. Александр успешно работал в составе ВИА «Контраст», был конферансье и выдавал сольные номера. Многократно становился победителем Всесоюзных конкурсов артистов эстрады. Сумишевский был включен в гастрольные группы Росконцерта и Москонцерта и поражал зрителей своими пародиями на ведущих эстрадных исполнителей: Валерия Леонтьева, Льва Лещенко и др.

В 1998 году Александр создал собственный театр музыкальной пародии «Аппетит». Многие номера знаменитого коллектива строились на трансформации (быстром переодевании артистов), впечатляли не только исполнительским мастерством, но и незаурядной актерской игрой. В 2000-е в репертуаре Сумишевского появились пародии на Александра Вертинского, Вадима Козина, Бориса Штоколова, Нани Брегвадзе. Артиста до сих пор приглашают с выступлениями в разные города, но он увлекся другим – делает документальные фильмы о родном Красновишерске. В целом артист провел на эстраде более 50 лет и до сих пор сохранил свой фан-клуб.

Александр Сумишевский и Ефим Шифрин / личный архив Александра Сумишевского

Театр миниатюр «Арлекин»

В 70-е и 80-е годы в СССР получил развитие жанр сценической миниатюры. В Перми законодателем этой моды стал театр «Арлекин» пермского политеха. Любительская студия эстрадных миниатюр была основана режиссером Игорем Нисоновичем Тернавским (1941-2013). Он руководил ею до 1985 года, затем ее возглавлял нынешний худрук пермского Театра-Театра Борис Мильграм. С 1987 года и по наши дни художественный руководитель «Арлекина» – Лев Катаев.

Все 50-лет своей жизни театр миниатюр не изменяет себе и с помощью юмора и сатиры изображает в коротких скетчах характеры и обстоятельства, противоречия и парадоксы человеческой психологии и жизни социума. Его актеры научились существовать в жанре гротеска, тонко чувствуют природу смеха. Популярность театра у молодежной аудитории в годы его расцвета трудно переоценить, на концерты было не попасть. По словам Льва Катаева, театр в свои лучшие годы добился признания у прославленного юмориста Михаила Жванецкого. На Всесоюзном фестивале студенческих театров эстрадных миниатюр в Донецке в 1981 году, где он был председателем жюри, сатирик признался, что пермские миниатюры лучше, чем его собственные.

Искрометному юмору театр был обязан своим авторам: Искандеру Садриеву, Валерию Половодову, Александру Куличкину. Многие из миниатюр стали хитами и играются до сих пор. Среди постановок начального этапа примечательны спектакли Игоря Тернавского «Двенадцать стульев», инсценировавших популярную одноименную юмористическую рубрику «Литературной газеты» и «До третьих петухов» по повес­ти В. Шукшина (12+). «Арлекин» обращался и к театру абсурда – пьесам Э. Ионеско, Кобо Абэ, С. Беккета, поставил «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя (12+).

С гастролями « Арлекин» объехал комсомольские стройки, побывал на БАМе и «Атоммаше», плавал на ледоколах по Северному морскому пути, выступал на знаменитом Эдинбургском фриндж-фес­тивале в Шотландии. В наши дни артисты любительского театра активно осваивает пластический жанр, выступают на пермских и российских фестивалях.

Свободу юмору!

После перестройки в Перми начало развиваться кооперативное движение. Одним из первых в него влилось Творческое объединение «Инициатива», которое реализовало себя в области проката фильмов и сопутствующих им предсеансовых мероприятий.

Зарабатывали в том числе и на юморе. «Инициатива» создавала собственные развлекательные шоу-программы, которые собирали аншлаги в кинотеатрах города. При создании новаторских по тем временам мультижанровых интерактивных программ использовалось кино, современная хореография, эстрадные репризы, рок и поп-музыка, инсталляции, выступления с животными, ростовые куклы, модные дефиле.

Спектакль «В поисках Глюка» сопровождал выход на экраны страны фильма С. Соловьёва «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (16+) и объединил в себе все вышеперечисленное. Позже свои творческие замыслы «Иницитатива» реализовала на Общественном российском телевидении (ныне «Первый канал»), где выходили программы «Киностеп» и «Кинолото». Также «Инициатива» начала первой в Перми издавать комиксы, автором которых был художник Олег Селезнев. Выпускалась детская юмористическая газета «Фенька», для которой был придуман ставший популярным рисованный персонаж. Газета распространялась по подписке.

«Иницитива» поддерживала местных художников, музыкантов, дизайнеров одежды, давая им возможность зарабатывать собственным творчеством. В частности, там впервые заявил о себе театр одежды «Nota Bene» Натальи Шостиной.

Пекари

Веселые рисунки сопровож­дают человечество постоянно, приемы карикатуры использовались в творчестве многих больших художников: Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, даже в иконописи при иллюстрации жития святых, полагает Алексей Кивокурцев, один из самых известных пермских мастеров.

Национальной особенностью русского юмора считается то, что русские охотно смеются друг над другом и над собой. А у европейцев очень много юмора ниже пояса. Лучшие черты советской и российской карикатуры воплощался в творчестве пермских карикатуристов. В 1996 году 13 художников объединились в клуб «ПеКари» под руководством своего наставника Леонида Лемехова. Фамилии Дмитрия Кононова, Алексея Кивокурцева, Михаила Слобожанина, Михаила Пермякова, их фирменные подписи и стиль были хорошо известны читателям газет и журналов, где по традиции существовала страничка юмора. Как правило, художники рисовали на злобу дня, получая задания от редакций.

Сами карикатуристы, работая в крупных компаниях, в свободное время создавали десятки веселых рисунков, которые можно было увидеть на выставках. Представители пермского юмористического сообщества получили более 80 наград на международных конкурсах и продолжают это делать до сих пор. О каждой их победе с удовольствием сообщали местные СМИ, карикатуры и шаржи покупались любителями этого жанра и сейчас находятся в собственности коллекционеров из разных стран, а также в музеях Европы и Азии.

К сожалению, спустя 20 лет карикатурное сообщество распалось. Кое-кто из «пекарей» продолжает сотрудничать с журналом «Красная Бурда» (16+), представляет свои художества на международной выставке изобразительного искусства «АРТ-Пермь» (12+), выпускает каталоги и сборники своих работ, рисует шаржи по заказу. Эта «рукопашная», как они ее называют, работа, конечно, постепенно заменяется цифровыми технологиями. Но рисованный анекдот как форма юмора весьма живуч, недаром основы карикатуры внесены в программу обучения в художественных училищах.

ПеКари – пермские карикатуристы / Александр Давыдов

Юмор в коротких штанишках

Всероссийский фестиваль детской пародии «ПУПС» – детище пермского шоумена Валерия Старикова. Он вырос из его дипломной работы, взрослого фестиваля пародистов и двойников «Золотой Остап». А детский конкурс появился в 1998 году на базе театра «Ироничная компания», художественным руководителем которого был Стариков.

Дети в конкурсных турах не просто изображали популярных артистов с разной степенью убедительности, но делали это смешно и задорно. Через три года на фестиваль начали приходить заявки со всей страны, и он стал всероссийским, превратившись в любимое развлечение школьников и их родителей. Во время подготовки номеров с юными артистами работали педагоги по сцендвижению и речи, психологи. Президентами жюри в разные годы были прославленные юмористы: Леонид Якубович, основатель «Ералаша» Борис Грачевский, исполнитель песен Владимир Марков. Наиболее удачные номера становились участниками различных шоу-программ, в том числе «Рождественских встреч». А французскую звезду эстрады Мирей Матье в аэропорту в Москве встречал ее двойник – пермская школьница.

Фестиваль существовал 14 лет, и, по словам его основателя Валерия Старикова, 60 процентов участников конкурса, пройдя горнило ПУПСа, становились студентами творческих вузов, а кто-то даже поет в «Ла скала». Сейчас конкурс «ПУПС» не проводится в масштабе города, но остается популярным развлечением в детских лагерях отдыха.

Фестиваль капустников

Театральный капустник – это внутренняя традиция, сложившаяся среди русских артистов в XIX веке. Шуточные представления устраивались в дореволюционной России обычно во время Великого поста, оттуда и название по великопостному блюду, капусте. Юмор был вполне миролюбивым, актеры подсмеивались над собой, режиссерами, пуб­ликой.

В Перми решили выставить примеры внутрицеховых разборок на всеобщее обозрение. Это случилось в 2007 году, когда состоялся первый краевой фестиваль-конкурс театральных капустников сценических коллективов «Солёные уши» (12+). Конкурс был основан Пермским отделением Союза театральных деятелей и историком театра Софьей Ляпустиной и приурочен к Международному дню теат­ра.

Конкурс обычно посвящен юбилейным датам. Состоялись конкурсы к юбилею Гоголя, Чехова, Островского, Шекспира, Булгакова, капустники посвящались Пермскому периоду, Году литературы. Творческое соревнование в юморе призвано объединять театральную общественность, существующую довольно автономно. А также дает возможность актерам и театральным коллективам показать себя с неожиданной стороны.

Как правило в состязании участвуют все театры – и кукольный, и оперный. Пермские «Солёные уши» мгновенно реагируют на культурную повестку региона, шутки бывают очень острыми и часто уходят в народ. В последнее время в конкурсе появились модные жанры – стендап и импровизация. Гала-представление, которое завершает конкурс, становится главным событием города.

Выступление Пермского театра юного зрителя на фестивале-конкурсе театральных капустников / «Солёные уши–2019»

Пермский КВН

Пермский КВН заставил заговорить о себе в 2000-х, когда команда «Парма» стала чемпионом Первой лиги 2001 года, а в 2004 – финалис­том Высшей лиги КВН. Она образовалась сначала как «Сборная Перми», преобразилась в Команду ПГУ и только потом в «Парму». Имена ее основных игроков – Александра Смирнова, Светланы Пермяковой, руководителя Ямура Гильмутдинов – с тех пор у всех на устах. Кавээнщики стали звездами телешоу и ситкомов.

Но самый значимый ответ соседу и сопернику, Екатеринбургу, команде КВН «Уральские пельмени», был нанесен созданием сериала «Реальные пацаны» (18+), в который пермяки вложилась не только связями, участниками, но и финансами. Комедийный сериал о жизни пермского гопника Коляна (Николай Наумов) и его друзей – Антохи и Вована – сразу занял лидирую­щие позиции в рейтинге телеканала ТНТ и продолжал привлекать к себе внимание на протяжении всех десяти сезонов. Попытка представить на экране жизнь рядового пермяка обернулась довольно обидной идентификацией любого жителя города с персонажами сериала.

В Перми было еще много попыток перезагрузки КВН-побед. Возвращение в Высшую лигу произошло только через 14 лет, в 2018 году этого достигла «Сборная бывших спортсменов». В 2021-м успех был закреплен сборной Пермского края, занявшей первое место в соревновании Высшей лиги. Сейчас в Перми происходит процесс возвращения былой популярности КВН. По договору между компанией АМИК, владельцем прав на проведение юмористических шоу, Пермь получила право на проведение в городе кубковых соревнований.

Команда КВН «Сборная Пермского края» / пресс-служба правительства Пермского края

Автор: Варвара Кальпиди