300 историй Перми: Пермские писатели

Литературное творчество не было чуждо пермякам начиная со второй половины XIX века. Они проявляют себя в самых разных жанрах: в детективе, фантастике, документальной и исторической прозе. Расскажем о некоторых известных писателях, чье творчество и судьба были связаны с Пермью.

Решетников. писатель-народник

Сад Решетникова в Перми был назван в честь этого пермского писателя в 1928 году, спустя 57 лет после его смерти. В советское время происходил «естественный отбор» авторов, соответствующих принципам критики свергнутого капиталистического строя. Фёдор Михайлович Решетников (1841–1871), чье детство и юность прошли в Перми, полностью вписывался в эту тему.

Произведения Решетникова посвящены бедственному положению низших сословий и всевозможным печалям и бедам, связанным с этим положением. Он и сам был плоть от плоти – происходил из бедной семьи, окончил Пермское уездное училище, служил в казенной палате мелким клерком. Дебютировал в печати очерками в «Пермских губернских ведомостях» в 1862 году, на следующий год переехал в Петербург, где служил в департаменте Министерства финансов. С помощью известных литераторов опубликовал повесть «Подлиповцы» (12+), которая принесла ему известность.

Фёдор Михайлович стал сотрудником журнала «Современник» и в 1865 году совершил длительную поездку на Урал, собирая материалы для серии этнографических очерков о горнозаводских рабочих. Свои размышления он отразил в романах «Горнорабочие» (16+), «Глумовы»(16+) и других. Критики оценивали его произведения как «трезвую правду» и «кусочек жизни».

К сожалению, творчество писателя оборвалась очень рано, он умер в тридцать лет. Многие произведения его остались незаконченными и неиздаными. Тем не менее его именем названы улицы в Екатеринбурге, там же есть мемориальный дом писателя в рамках Объединенного музея писателей Урала.

Камская-Словцова. пермская феминистка

«Пермским самородком», «философом пустынных пермских берегов» эту девушку называли критики-современники. И надо сказать, для своего времени она была довольно ярким персонажем провинциальной Перми: одетая в мужской наряд с подстриженными волосами и руками, запачканными чернилами, писательница шокировала пермских обывателей. И не только внешним видом, но прежде всего своими мыслями, опережающими время.

Екатерина Александровна Словцова (1838–1866) родилась в Перми в семье советника казенной палаты А. С. Словцова. Получив образование в частном пансионе, она выдержала экзамены на звание преподавательницы в Казанском университете.

Короткий расцвет ее творчества пришелся на 60-е годы ХIХ столетия. Под псевдонимом Камская она была широко известна читающей публике. Попав под влияние французских философов Милля и Прудона, Словцова стала ярым поборником равноправия женщин и постоянно доказывала это в публичных выступлениях, статьях всем своим внешним видом и литературным творчеством.

Журнал «Русский вестник» опубликовал две ее повести: «Любовь или дружба?» (18+) и «Моя судьба» (18+). В Перми писательница подвергалась пересудам: «Одни рассказывали о девушке-писательнице, что она ходит в синих чулках, другие – в казакине и жилете, третьи – что у ней собираются мужчины и проводят время в оргиях, четвертые – что в доме чиновника Словцова происходят под председательством его дочери таинственные совещания».

Увы, это были строчки из некролога. Девушка-писатель, переехав в Санкт-Петербург, через год умерла от чахотки в возрасте 28 лет.

Василий Каменский. «Непромокаемый энтузиаст»

Жизненный путь писателя имел довольно грустный конец: в конце 1930-х годов Василий Каменский заболел тромбофлебитом, ему ампутировали ноги, в 1948 году его поразил инсульт, последние 13 лет своей жизни он провел парализованным. Но все эти печальные обстоятельства не сразили автора, который назвал свою автобиографическую повесть «Путь энтузиаста» (16+).

Самим фактом появления на свет он уже отличался от других – Василий Васильевич Каменский (1884–1961) родился на пароходе, плывущем по Каме где-то между Пермью и Сарапулом. Жизнь Каменского была наполнена приключениями и отчаянными поступками: он был актером, авиатором, футуристом, художником.

В 1913 году устроил выставку современной живописи в здании Благородного собрания в Перми, разместив там работы 36 своих коллег-футурис­тов, и самозабвенно комментировал непонятное искусство землякам. Василий и дальше продолжал просвещать пермяков, выступая с лекциями. Каменский обучился пилотажу за границей и радовал пермяков своими полетами на аэроплане Блерио.

Писать Каменский начал с прозы. Его первая повесть «Землянка» (16+) была благосклонно встречена критикой. Знакомство с футуристами повернуло его к поэзии и живописи. В 1914 году в Москве он представил свои «железобетонные поэмы», которые были синтезом изобразительной графики и слова. В 1916 году он опубликовал роман в стихах «Стенька Разин» (16+), написал и о Емельяне Пугачёве и Иване Болотникове.

Один из последних его романов «Могущество» (16+) был посвящен летчику Чкалову. Считается, что Каменский первым употребил слово «самолёт» по отношению к воздушному судну.

На средства от своих авиационных шоу поэт приобрел землю недалеко от Перми и построил по своим чертежам дом в виде парохода. Там он и провел вторую половину своей жизни. Ныне в селе Троица оборудован дом-музей Василия Каменского.

Дом в Троице, где жил и творил Василий Каменских, стал музеем / Елена Сергеева

Осоргин. Вечный пермяк

Этот самобытный писатель никогда бы по своей воле не покинул Россию. Однако сначала он жил в эмиграции десять лет, спасаясь от преследования царских властей, а позднее был выслан на «философском пароходе». На вопрос анкеты, заполняемой перед высылкой «Как вы относитесь к Советской власти?», он ответил: «С удивлением». А когда берег родины исчез, Осоргин предложил коллегам тост: «За счастье России, которая нас вышвырнула!»

Он хранил свой советский паспорт до 1937 года, а после жил без паспорта. «Нет, я русский, сын России и ее гражданин! Я желаю нести ответ за нее, за ее «чудачества», за природные качества ее народа и выходки ее правителей», – так он отвечал на предложение принять иное гражданство.

Михаил Александрович Ильин (1878–1942) вошел в литературу под псевдонимом Осоргин. Он происходил из рода потомственных столбовых дворян. «Я радуюсь и горжусь, что родился в глубокой провинции, в деревянном доме, окруженном несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права, и что голубая кровь отцов окислилась во мне независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов и позволила мне во всех скитаниях остаться простым, срединным русским человеком, не извращенным ни сословным, ни расовым сознанием, сыном земли и братом любого двуногого», – писал он.

В 1928 году Осоргин создал свой знаменитый роман-хронику «Сивцев Вражек» (16+), рассказывающий о падении старого уклада жизни и трагедии старомосковской интеллигенции. В 1955 году в Париже вышел его автобиографический роман «Времена» (16+), посвященный Перми. Он и начал писать в родном городе под псевдонимом Пермяк, будучи еще учеником гимназии.

Лучшие книги Осоргина были опубликованы за рубежом: «Повесть о сестре» (16+), «Свидетель истории» (16+), «Вольный каменщик» (18+), «Происшествия Зеленого мира» (16+). Всего Михаил Андреевич написал 41 книгу и большое количества рассказов.

Книги издавались, переводились и читались, но никогда – на родине. Впервые с творчеством Осоргина российские читатели познакомились только в 1989 году. В Перми есть мемориальная доска на Сибирской, 13 на здании бывшей гимназии, где он учился, и которую красочно описал в своих мемуарах.

На здании по ул. Сибирская, 13 установлена мемориальная доска в честь Михаила Осоргина / Елена Сергеева

Астафьев. Солдатская проза

Этого писателя язык не повернется назвать пермским. В его книгах проявлена глобальность проблем общества и человечества в целом и отсутствует любая провинциальность.

Виктор Петрович Астафь­ев (1924–2001) родился в Сибири и умер у себя на родине. Но первая книга Астафьева «До первой весны» (12+) была издана в Пермском (тогда Молотовском) книжном издательстве в 1953 году. Затем вышли повести «Перевал» (16+), «Стародуб» (12+) и «Звездопад» (12+), которые принесли ему широкую известность.

В Прикамье он обрел семью, построил свой первый собственный дом. 24 года его жизни были связаны с Пермью, в местных архивах хранятся рукописи его знаменитых романов «Тают снега» (16+) и «Прокляты и убиты» (16+), повестей «Веселый солдат» (16+), «Последний поклон» (16+). В Пермь он попал после окончания войны, и повествования Астафьева – это взгляд на войну глазами прос­того солдата, этакого «Ваньки-взводного», на котором держится вся армия и на которого в итоге вешают всех собак.

Писатель-фронтовик был награжден Орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», «За освобождение Польши» и другими. В Перми на доме № 84 по улице Ленина, где Виктор Петрович Астафьев жил и работал с 1960 по 1969 годы, установлена мемориальная доска, напоминающая потомкам о ярком творческом периоде жизни писателя.

С 2002 года Пермь проводит «Астафьевские чтения», где освещается широкая общественная и литературная тематика.

Давыдычев. Для взрослых, которые были детьми

Для своих земляков Лев Иванович Давыдычев (1927–1988) прежде всего автор любимых детских книжек «Друзья мои приятели» (6+), «Руки вверх!» (6+), «Лёлишна из третьего подъезда» (6+), «Эта милая Людмила» (6+). Первую детскую прозу Давыдычев опубликовал еще в 1952 году. «Волшебник дачного поселка» (6+) последовал за «Бутылочкой нефти» (12+) – первом напечатанном рассказе о неф­тяниках, вместе с которыми Лев Иванович работал на буровой.

Детская тема не сразу осенила писателя – была повесть о студентах-филологах «Горячие сердца» (16+), проза о жизни молодых журналистов «Трудная любовь» (16+). В них он писал о хорошо знакомом: он был студентом-филологом, журналистом.

А вот кем он был в своих детских книгах, которые просто взорвали читающую пуб­лику? Да кем только не был: и укротителем, и милиционером, и шпионом! Свою самую известную в Перми книгу об Иване Семенове, второкласснике и второгоднике, по его признанию, он «написал как-то неожиданно для себя, не собирался писать ничего смешного». Однако именно искрометный юмор и живые характеры сделали книгу востребованной во все времена. Появился фильм «Три дня из жизни Ивана Семенова» (6+), а потом его ремейк, экранизировали и повесть «Руки Вверх!» (6+), сделали несколько мультфильмов по мотивам произведений Давыдычева и даже написали оперу «Страсти по Ивану Семенову» (12+).

Культовому детскому писателю посвятили музей в здании школы №2. Там стоит личный стол писателя, его самодельный стул, украшенный рисунками внучки, пишущая машинка и парта знаменитого второгодника.

По книге Льва Давыдычева про Ивана Семёнова снято уже несколько фильмов / Елена Сергеева

Юзефович. Писатель-историк

Самый премированный и самый экранизированный из пермских писателей родился в 1947 году. Леонид Абрамович Юзефович – прозаик, кандидат исторических наук – получил свои отчество и фамилию от отчима, начальника ствольного цеха и главного технолога Мотовилихинского завода.

Леонид Юзефович окончил историко-филологический факультет Пермского университета и 20 лет преподавал историю в школах города. Многие его произведения написаны на материалах пермской событий 1918–1920 годов: «Обручение с вольностью» (12+), «Академический час» (12+), «Контрибуция» (16+), «Чугунный агнец» (18+), роман «Казароза» (18+).

Служба в армии в Забайкалье в начале 1970-х годов дала писателю основу для его будущего увлечения. В 1993 году Юзефович написал роман «Самодержец пус­тыни: Феномен судьбы барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга» (16+). К этой уникальной личности он возвращался еще не раз, в 2001 и 2012 годах.

Признание к писателю пришло после выхода цикла о русском сыщике И. Д. Путилине – роман «Князь вет­ра» (16+) получил премию «Национальный бестселлер». Всего Леонид Юзефович трижды получил престижную награду Большая книга, дважды «Национальный бестселлер», за роман «Зимняя дорога» (16+) он награжден историко-литературной премией «Клио», а также стал лауреатом Строгановской премии. По его произведениям снято шесть фильмов и сериалов. Еще для одного сериала «Гибель империи» (18+), о работе контрразведки во время Первой мировой войны и революции, писатель написал сценарий.

В своем творчестве Юзефович обращается к разным историческим эпохам и разным странам. По признанию автора, искать в его романах полной документальной идентификации не следует – скорее это «вариации на исторические темы». Что не делает их менее достоверными, а главное, менее увлекательными. В том числе и для немецких, итальянских, французских, польских, сербских, испанских читателей – на эти языки переведены произведения Юзефовича.

Соколовский. Пермское фэнтези

Фантастические сюжеты в прозе этого писателя переплетаются с точными реалия­ми современной жизни, живой язык обитателей города и села – со стилистикой прошлого. Необычные сюжеты его повестей «Облако, золотая полянка» (12+), «Рыжая магия» (16+), «Последний сын дождя» (16+), «Старик Мазунин» (16+) появились тогда, когда в СССР жанра фэнтези не существовало.

Владимир Соколовский – псевдоним Владимира Якушева (1945–2011). В 1971 году он окончил юрфак пермского университета и четыре года работал следователем. В 1977 году в журнале «Урал» (16+) была опубликована первая повесть – «Двойной узел» (16+). В 1979 на Всесоюзном совещании молодых писателей ярко заявил о себе, его поддержал писатель Лев Давыдычев.

За 30 лет литературной работы Соколовский издал более 20 книг. В 1990-е годы Владимир Григорьевич перенес сложную операцию на сердце и медленно восстанавливался, продолжая работать. Он редактирует сборники народных сказок и былин, выпускает православный календарь «Времена года» (6+) и «Сказочную азбуку» (6+).

Последним произведением прозаика стал мениппея «Уникум Потеряева» (18+), вышедшая в Москве и в Перми. Ему удалось создать уникальное произведение со множеством сюжетных линий и самобытных персонажей, хотя и очень мрачное. И пока эксперты спорят, присутствовало ли фэнтези в советской литературе, Владимир Соколовский пополнил список русских авторов, писавших сказки для взрослых вместе с Гоголем, Погорельским, Беляевым, братьями Стругацкими.

Юрий Асланьян. Документалист

«В Перми произошел настоящий взрыв, какого не было со времен Виктора Астафьева – вышел роман Юрия Асланьяна «Территория Бога» (18+). Очень мощная проза, местами достигающая планетарного, космического даже звучания», – такую оценку дал в свое время книге своего сотрудника главный редактор газеты «Звезда» Сергей Трушников.

Роман вышел в 2006 году, его главной сюжетной линией стало расследование реального убийства в 1997 году директора Вишерского заповедника Рафаэля Идрисова. Асланьян провел независимое расследование, вылившее­ся в документальный роман со сложной пространственно-временной композицией.

Юрий Иванович Асланьян родился в 1955 году в Красновишерске Пермского края. Он из семьи ссыльных и вырос рядом с лагерем. После окончания филфака ПГУ пять лет проработал социологом на заводе им. Ленина. Три года работал в органах влас­ти, занимавшихся охраной окружающей среды, а также в пермских газетах.

Первую книгу «Сибирский верлибр» (18+) Юрий Иванович написал в 1990 году на основе собственного опыта службы в армии. Позднее он объединил ее с двумя другими: «По периметру особого режима» (18+) и «Последний побег» (18+). Получилась армейская трилогия. В повести «Пролом» (18+) автор рассказывает о судьбе своих репрессированных родителей.

Юрий Асланьян – лауреат множества любопытных премий: Первой Российской премии литературных изданий «Слово» за роман «Дети победителей» (16+), имеет звание «Лучший по гамбургскому счету» Всесоюзного фестиваля поэтического творчества «Цветущий посох» (16+), лау­реат премии «Экология. Человек года», награжден Орденом Фёдора Достоевского 2-й степени.

Алексей Иванов. Писатель-мифолог

Его называют крупнейшим прозаиком нашего времени. Книги Иванова полны энцик­лопедических сведений об истории России, интригуют своими сюжетами, наполнены философскими размышления­ми. Популярность писателю принес пермский материал: его первые книги были основаны на истории нашей территории.

Алексей Викторович Иванов родился в 1969 году в Горьком, но детство и юность провел в Перми. Закончил искусствоведческий факультет Уральского университета, посчитав, что «для писателя широкая эрудиция важнее узкой специализации» и что диплом искусствоведа поможет ему овладеть языком детального описания различных фактур.

Первая повесть Иванова «Охота на Большую Медведицу» (12+) была фантастической, она вышла в 1990 году в журнале «Уральский следопыт». До сенсационной публикации романа «Сердце пармы» (18+) было целых 13 лет. В этом романе Иванов одним из первых обратился к нетронутой большой литературой теме Перми Великой, заронив интерес к территории у всего читающего сообщества.

В 2005 года у Иванова появился литературный агент и он становится профессиональным писателем. Появляются исторические романы «Золото бунта» (16+), «Тобол» (16+), «Псоглавцы» (18+). Как и в «Сердце пармы», в них Иванов восстанавливает либо создает заново русские мифы. Предметом изображения становится и более близкая история страны: советскому периоду, перестройке, «лихим девяностым» посвящены книги «Географ глобус пропил» (18+), «Общага на крови» (18+), «Пищеблок» (18+), «Ненастье» (16+), «Блуда и МУДО» (18+).

Стоит упомянуть конфликт Иванова с пермской администрацией, который произошел во времена так называемой «культурной революции» и продолжился после нее. Характер писатель проявил и в том, что до 2016 года отказывался от участия в премиях. Это случилось после награждения Иванова Строгановской премией в 2006 году, которую автор передал музею «Палаты Строгановых».

В своем свежем произведении «Бронепароходы» (18+) Алексей Иванов возвращается на родную территорию, углубляясь в подробности гражданской войны на территории Волжского-камского бассейна.

Экранизация романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» получилась по-настоящему эпической / perm-300.ru (12+)

Селуков. Писатель из соцсетей

Про него уже есть статья в «Википедии» (16+) , а это успех. Павел Селуков (родился в 1986 году) пришел в литературу из социальной сети, где публиковал свои краткие рассказы и тем самым получил внимание обширной ауди­тории. Сейчас писатель переместился в мессенджер Telegram (18+) и пишет там «с пролетарским приветом».

Пролетарский – это не образ, а место жительства. Большую часть жизни Павел Селуков провел на Пролетарке (микрорайон Перми). Литературному творчеству предшествовала учеба по специальности «Автослесарь», работа гробовщиком и вышибалой, а также активное увлечение алкоголем и запрещенными препаратами. Зависимость удалось перебороть либо переключить на новую – литературную.

В тридцать лет Селуков стал писать прозу, печататься в журналах. В 2018 году творчество Селукова было отмечено Леонидом Юзефовичем. Очень необычный, отвязный, не стесняющийся нецензурных выражений писатель Павел Селуков издал три книги: «Халулаец», «Добыть Тарковского» и «Как я был Анной» (все 18+). Умудрился стать финалистом литературной премии «Большая книга» и вошел в длинный список премии «Национальный бестселлер».