С 1880-х годов в Загородном саду (ныне парк Горького) ежедневно, кроме суббот и понедельников, играл симфонический оркестр. Им руководил Людвиг Иванович Винярский, капельмейстер и первая скрипка городского театра. «Русская музыкальная газета» писала, что летние музыкальные сезоны в Перми по репертуару приближались к знаменитым Павловским концертам времен Штрауса. А пермяки считали, что оркестр, которым руководил Винярский, был достоин столичных сцен.
С раннего детства Людвиг обнаружил исключительные музыкальные способности, поражая виртуозностью игры на скрипке. С гениальным скрипачом – Николо Паганини – Винярского роднило то, что у мальчика начал расти горб. С этим недугом Людвиг боролся всю жизнь, нещадно изматывая себя гимнастическими упражнениями. Физический недостаток не помешал юноше закончить Варшавскую консерваторию сразу по трем классам: скрипки, фортепиано и теории музыки. По отзывам современников, Винярский был человеком «мягкого, ровного характера, разносторонне образованный, осведомленный решительно обо всем, чем может и должен интересоваться интеллект».
Винярский вел занятия по композиции в музыкально-певческих классах Императорского Российского музыкального общества в Саратове, много преподавал и в Перми, занимался подготовкой музыкантов к приему в Санкт-Петербургскую консерваторию. В музыкальном отделе пермской библиотеки имени Горького хранятся несколько книг и нот из библиотеки Винярского, который умер в Перми в 1901 году. Его с искренним состраданием и благодарностью проводил в последний путь весь город.
Как отдыхали пермяки? Они катались на лодках по Каме и при этом распевали песни. На это обратил внимание приехавший в Пермь в качестве солиста знаменитой пермской оперы Александр Дмитриевич Городцов (1857–1918), впоследствии ставший руководителем народно-певческого дела. Эту деятельность он начал при Пермском губернском комитете Попечительства о народной трезвости. Целью этой государственной структуры была «борьба с пьянством, устройство народных чтений, развлечений, чайных и т.д.» Пермский комитет в этих благих целях решил организовать хоровые коллективы в городах, на заводах, в селах и деревнях. И предложил заняться этим Городцову.
Для начала Александр Дмитриевич путешествовал по Пермской губернии в поисках талантов, организовывал народные хоры, раздавал лично разработанные пособия по музыкальной грамотности, обучал певческому искусству руководителей коллективов. В Пермской губернии было создано столько хоров сколько не было во всей России – 300! Они регулярно устраивали концерты и даже ставили оперы. Городцов основал в Перми нотную библиотеку, собирал и издавал специальную литературу.
Его работы «Каталог Пермской музыкальной библиотеки» и «Отчёт о курсах и бесплатном певческом классе» были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1909 году. А Николай II, прочитав отчет губернатора Погодина о народных хорах, написал: «Желал бы видеть повсеместно распространение певческих обществ». Имя Городцова носит улица в Орджоникидзевском районе нашего города, в Пермском государственном педагогическом университете учреждена стипендия имени А. Д. Городцова.
С восьми лет пермский скрипач Арий Пазовский, сын владельца шляпной мастерской, начал выступать перед зрителями. Мальчика считали вундеркиндом. Все сборы от его концертов перечислялись в пользу юного дарования. Более того, в 1897 году на средства, полученные путем благотворительности, Пермь отправила Пазовского в Санкт-Петербург, где он был принят в консерваторию на бесплатное обучение. У Ария Моисеевича появится возможность отблагодарить земляков.
Его дирижерский дебют состоялся в Пермском оперном театре в 1905 году. «Богато одаренный музыкант чувствуется сразу. Оркестр получил хотя и неокрепшую, но уже властную руку настоящего дирижера», – писали газеты. После Перми Пазовский работал во многих городах страны: Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Баку, Ленинграде и даже на КВЖД в Харбине. В 1916–1918 годах Пазовский тесно сотрудничал с великим Фёдором Шаляпиным. В 1936 году Арий Моисеевич стал художественным руководителем Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр). И когда прославленный коллектив отправили в эвакуацию в Новосибирск в 1941 году, а поезд оказался на временной стоянке в Перми, Пазовский нарушил эвакуационное предписание и сумел настоять, чтоб театр остался в его родном городе.
В результате пермяки три года наслаждались искусством одного из лучших театров страны. Это оказало большое влияние на дальнейшее развитие пермской оперы и балета. В 1943 году Пазовский был назначен главным дирижером Большого театра. Выходец из Перми стал выдающийся оперным дирижером, многократно был представлен к государственным наградам, удостоен звания Народного артиста СССР. Его постановки русских классических опер были отмечены тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля. Арий Пазовский также написал книгу «Записки дирижёра».
85 лет пермяки наслаждаются музыкой благодаря Пермской государственной филармонии. Поначалу концертная организация, основанная в 1938 году, не имела своего помещения. Только в конце Великой Отечественной войны сотрудникам выделили небольшие комнаты городской библиотеки в доме Смышляева. Музыканты могли репетировать по вечерам в читальном зале, иногда устраивая здесь и концерты. Основными площадками служили залы заводских клубов в Мотовилихе, Нижней Курье, Доме офицеров, здании ТЮЗа. И конечно, работали фронтовые бригады.
Пермская филармония одной из первых в стране приступила к созданию абонементной системы, проводя встречи с музыкой для студентов вузов, техникумов и школ. Филармония тогда, как и сейчас, выступала принимающей стороной для лучших коллективов страны: Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Вероники Дударовой, Латвийского академического оркестра, Ленинградской академической хоровой капеллы, Государственного эстрадного оркестра РСФСР.
Пермь услышала тенора Козловского, скрипача Ойстраха, пианиста Гилельса, легендарных Вертинского, Русланову, Шульженко. В 1960-е филармония наконец получила первый собственный дом: шесть комнат в доме на углу улиц Коммунистическая и Газеты «Звезда». Новый этап пришелся на 70-е годы, в филармонии появились собственные коллективы: камерный оркестр и камерный хор, эстрадные ансамбли, среди которых один из самых успешных – ВИА «Контраст» под руководством Виктора Руденко.
В 80-е был основан легендарный квартет народных инструментов «Каравай». Молодые артисты Пермской филармонии становились лауреатами Всесоюзных конкуров, получали признание у столичной аудитории. 1990–2000-е годы сопровождались многими событиями: у филармонии появились концертные залы, в одном из них был установлен орган. С тех пор филармония становится главным местом для любителей музыки разных жанров. В Перми сложилась традиция сразу нескольких ежегодных музыкальных фестивалей, в том числе с 2005 года ежегодно проходит Международный фестиваль органной музыки (6+).
Пермская филармония / Елена Сергеева
Жанр, в котором творила музыкальный критик Александра Сергеевна Лаврова, крайне редкий. Она создавала свои зарисовки непосредственно в живой аудитории, позже – радиоэфирах. Ближе всего творчество Лавровой к разговорному жанру «музыкальных комментаторов» 50-60-х годов, и главный в этом списке – незабвенный Ираклий Андроников. Что их роднит, так это музыкальная образованность, у каждого своя: Андроников – эксперт в классической музыке, Лаврова – в эстраде. А также музыкальная эрудиция и безусловный дар рассказчика.
Конечно, хрипловатый голос Александры Сергеевны не ровня хорошо поставленному голосу столичной знаменитости, но она брала своего слушателя легкой иронией, остроумными сравнениями несравнимого. Запоминались пермякам и газетные рецензии Александры Лавровой на гастрольные концерты. Она могла разгромить заезжую знаменитость за неудачный конферанс и вторичность, репертуар и плохое исполнение, не стесняясь в выражениях.
Спецом в эстраде Александра Лаврова стала поневоле – просто любила музыку и поэтому, несмотря на филологическое образование, поступила на должность товароведа в пермский «Дом грампластинок». В ее обязанности входила комплектация заказов, именно она выбирала, что стоит в Пермь привезти, а что нет. При тогдашнем дефиците должность открывала безграничные перспективы. Это смогли оценить и студенты пермского политеха, посещающие занятия факультета общественных профессий по специальности «Эстрадная музыка», которые вела Лаврова. Многие технари, выпускники этого отделения ФОПа, связали свою жизнь с музыкой. Позднее они создали пермское «Авторадио» и радио «Максимум», пермский рок-клуб, становились лучшими диджеями и коллекционерами музыкальных записей.
Память о себе Александра Лаврова оставила в циклах передач, которые выходили в эфир «Авторадио» и «Ностальжи». Сейчас все радиопрограммы выложены в YouTube (сайт нарушает законодательство РФ) под названием «Танцплощадка Александры Лавровой» (18+).
Александра Лаврова / Наталья Пескина
Строчка из популярной бардовской песни дала название мужскому вокально-инструментальному ансамблю Пермского университета. «Бригантина» подняла паруса в 1961 году, выделившись из самодеятельного университетского хора. Создателем коллектива стал Борис Арсентьевич Облапинский (1931–1974) – ассистент кафедры аналитической химии, выпускник Ленинградской консерватории. Он был режиссером, дирижером, идейным вдохновителем ансамбля, участники которого называли его «маэстро».
«Бригантина» давала огромное количество концертов в Перми на сцене драматического театра, собирала полные залы. Ансамбль гастролировал по стране, записи выступлений «Бригантины» транслировались в эфире пермских и столичных радиостанций, в телеэфирах. О пермской «Бригантине» был создан документальный фильм. Это был большой мужской коллектив, состоящий из студентов разных факультетов, а среди солистов встречались и девушки.
В репертуар входило около 220 песен: патриотические и лирические, шуточные и народные. Всего за два десятка лет существования ансамбля в нем выступали почти 200 человек, а постоянная его численность составляла примерно 30-40 участников. С уходом из жизни руководителя Бориса Облапинского коллектив продержался еще несколько лет. Последний раз «Бригантина» собралась в 2016 году, преподнеся своим поклонникам полноценный концерт в честь своего 55-летия. Творчество ансамбля оставило яркий след в истории культуры города и страны.
В СССР до конца 1950-х годов слово «джаз» означало не стиль музыки, а определенный тип оркестра, в котором обязательно должны быть саксофон и барабаны. Такой оркестр появился в Перми в 1948 году в клубе Моторостроительного завода, когда сюда попал после срока в лагерях Генрих Терпиловский (1908-1988), известный джазовый композитор. Джаз-оркестру покровительствовали руководители предприятия: директор Солдатов и главный конструктор Швецов.
Под руководством композитора пермские музыканты начали осваивать джазовую технику игры и импровизацию. Джаз в Перми никогда не останавливался, Терпиловский даже успел благословить первый в Перми джаз-клуб, основанный во Дворце культуры «Телта» в 1987 году мультиинструменталистом Валерием Протасевичем. Позже появился его собственный клуб – «Хрустальный лев». Имена джазовых музыкантов Перми – скрипача Игоря Ожегова, пианиста Олега Рязанова, гитариста Валерия Сухорослова – знала вся Пермь, как и названия джазовых коллективов «Just Do It», оркестр Пермского цирка под руководством Евгения Манцирина, ансамбль Бориса Беккера «Rhythm and Bekker».
В 2010-х возник детский джазовый коллектив «Киндер-Джаз». Это был ансамбль Осинского детского дома под руководством Сергея Ожгибесова. Сейчас там проводится детский джазовый фестиваль (6+), спутник пермской «Джаз-лихорадки» (12+).
Сам музыкальный форум «Джаз-лихорадка» в декабре 2023 года состоится уже в 18 раз. Название фестиваля – дань памяти Терпиловскому, автору одноименной композиции. Именно благодаря Генриху Романовичу Пермь до сих пор воспринимается как джазовый город. И, судя по количеству молодых музыкантов, осваивающих этот стиль в Перми, город таким и остается.
Этот товарный знак зарегистрирован на территории Российской Федерации и представляет собой «семейное предприятие неподвластное времени», как гласит информация на официальном сайте радиостанции «Ностальжи» (16+). Ее создал Иосиф Даллакян, обладатель уникального голоса и двух музыкальных образований.
Рдиостанция «NOSTALGIE» в Перми рначала работать 27 сентября 1996 года в диапазоне 101.5 Fm сначала как филиал французского бренда. Но вскоре было создано собственное вещание. Эфир наполнялся зарубежными и российскими музыкальными произведениями прошлого столетия.
Радиостанция «Ностальжи» раньше других начала вести интернет-вещание. Уникален был формат станции, прежде всего чисто технически, за счет использование многоцелевого стандарта RDS, предназначенного для передачи информационных сообщений. В бегущей строке указывалось название звучащей песни, имя исполнителя, а также транслировалось слайд-шоу с фотографиями исполнителя, его биография и дискография.
Уникальность эфиру станции придавала и огромная лично собранная И. В. Даллакяном фонотека – около 300 терабайт качественной музыки, оцифрованной с компакт-дисков и винила. Редкое собрание джазовой музыки, «золотые диски» мировых исполнителей, аудиокниги и сказки, собрание мудрых мыслей – этим была богата станция.
За время руководства компанией «Ностальжи-Пермь» Иосиф Владимирович стал лауреатом премии «Известность», учрежденной газетой «Известия» (18+), обладателем медали «Честь и польза» и ордена Золотая звезда мецената, врученного ему Патриархом всея Руси Алексием II. К сожалению, несмотря на то, что генеральный директор станции выиграл 11 судов у Роскомнадзора и у Пермской УФАС, финансовая ситуация заставила станцию передать управление, и буквально за последний год формат вещания был изменен. Почитатели хорошей музыки с ностальгией вспоминают лучшие годы станции «Ностальжи-Пермь».
Хоровых коллективов в Перми немало, такой формат присутствует, например, во всех государственных вузах. Дает концерты Уральский камерный хор под руководством В. Новика, есть хоровая школа мальчиков, хор ветеранов педагогического труда. Но творчество академического хора «Млада» известно не только в Перми, но во всей России и за рубежом.
Молодежный коллектив высокого профессионального уровня с 30-летней историей – победитель множества конкурсов музыкального исполнительского мастерства – был создан заслуженным деятелем искусств РФ Ольгой Выгузовой в 1989 году и считается культурным брендом Перми. Это один из самых активно концертирующих коллективов Перми, его выступления всегда сопровождаются аншлагами. Это связано, прежде всего, с тем, что «Млада» вместе с декларируемой позицией академического хорового пения использует новаторские творческие идеи, создает демократический и современный музыкальный материал.
В арсенале хора виртуозное владение вокальными техниками: от народного пения, до стиля «йодль» и горлового пения. Хор «Млада» знаменит также своими эксклюзивными аранжировками, созданными специально для коллектива. В репертуаре хора более 20 программ, включающих мировые хиты и музыку из кинофильмов, бардовские песни и джазовые стандарты. Молодежный коллектив участвует в создании музыкальных спектаклей – первым был этно-музыкальный проект Владимира Мартынова «Дети Выдры» (12+) на стихи Велимира Хлебникова.
В последнее время коллектив активно продвигает жанр музыкально-литературной композиции, в котором участвуют приглашенные гости – известные российские актеры Евгений Дятлов и Антон Шагин. Хор поддерживает творчество пермских авторов. В 2021 году состоялась премьера поэмы для хора и оркестра пермского композитора Петра Куличкина на стихи поэта Владимира Радкевича «Камский мост» (6+).
Хор «Млада». Фото: Павел Трубин
В Перми есть несколько коллективов, исполняющих этническую музыку. Наиболее активно работает этно-инструментальный проект «Седой Урал», который создал председатель пермского курултая башкир Радик Гарипов. Коллектив использует в своем творчестве не только башкирские, но и русские, коми-пермяцкие, татарские и мансийские музыкальные инструменты, а также инструменты народов мира. Упор делается на музыке коренных народов Пермского края.
Радик Гарипов не имеет музыкального образования, что не помешало ему неоднократно становиться лауреатом международных конкурсов по горловому пению и игре на музыкальном инструменте кубызе (варгане). Именно с него и началось для исполнителя погружение в мир этнической музыки. Постепенно Гарипов освоил игру на множестве древних инструментов, работая с носителями этнической культуры, с архивными материалами и записями. А в 2013 году пришло время для создания собственного коллектива, который уже десять лет радует своими концертами пермских зрителей, снимает клипы и выпускает диски, распространяет свои композиции через интернет-порталы.
Уникальный коллектив создал в Перми музыкант и педагог Игорь Носков. Вместе со своим ансамблем фольклорной и духовной музыки «Тишина» он возрождает старинную старообрядческую традицию исполнения – знаменный распев. К нему музыкант пришел вполне логически через изучение северного русского народного пения. Исполнители в этом стиле поют не по нотам, а по крюкам, что далеко не одно и тоже. Коллектив работает во Дворце детского и юношеского творчества, но в нем занимаются не только дети.
Редкие выступления коллектива проходят во время фольклорных праздников, все остальное время ансамбль занимается глубоким проникновением в духовно-песенный мир русского народа. Возможность погружения в мир этнической музыки пермякам долгое время предоставлял фестиваль «Камва», с его закрытием в 2018 году доступ в мир фольклора для пермяков весьма ограничен.
Общественная организация объединяет 16 сочинителей музыки и музыковедов. С 1998 года ее возглавляет Игорь Евгеньевич Машуков. Под его руководством проводится фестиваль современной музыки и музыки композиторов Перми «Sound 59» (12+), воплощаются непростые замыслы композиторов современного академического стиля.
Собственные творения композитора неоднократно становились основой спектаклей театра «Балет Евгения Панфилова». Востребованы и другие пермские композиторы. Самым успешным из пермских сочинителей является Никита Широков. Его музыка исполнялась многими профессиональными оркестрами, среди которых Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением В. Федосеева, его сочинения ставились в России и за рубежом. Пермякам Широков больше известен музыкальным оформлением спектаклей и фильмов, создаваемых в нашем городе.
Композитор Валерий Грунер преподает композицию в музыкальной школе и музыкальном училище. Вместе с Игорем Ануфриевым в 1990 году он создал детскую школу композиции, уникальное учреждение, единственное в своем роде. Грунер активно занимается архивом пермских композиторов, выпускает диски с их сочинениями.
Кандидат культурологии, композитор Пётр Куличкин – автор многих произведений, в частности, оперы «Сальери и Моцарт» (12+), композиции «Песни Средиземья» (6+) на стихи Дж. Р. Р. Толкина (на русском и английском) (6+). Всего в багаже молодого композитора более 20 сочинений в разных жанрах. Оценить работу композиторов Прикамья можно было на концерте из сочинений пермских композиторов – такая акция прошла в Москве в 2013 году. Экспертное сообщество выделило две главных характерных черты пермской школы композиции: опору на классические традиции русской музыки и фольклор, а также освоение современных средств выразительности через обновление музыкального языка.
Автор: Варвара Кальпиди