300 историй Перми: Музейная Пермь

Пермь – город музеев, и в последнее время среди них все больше частных, есть и корпоративные. Часто их основателями выступали энтузиасты. Наш рассказ о музеях и их создателях.

Пермский краеведческий музей

Основанием музея считается 15 ноября 1890 года, когда на первом заседании Пермской комиссии Уральского общества любителей естество­знания было принято решение о создании первого в Перми научного учреждения. В 1897 году состоялся торжественный переезд музея в отремонтированное здание по улице Петропавловской, 38.

С первых лет научно-промышленный музей занимался исследовательской деятельностью, вел археологические раскопки, организовывал научно-популярные лекции. Иногда из-за большого количества слушателей их переносили из аудитории во двор музея. Среди внимательных слушателей лекций замечали губернатора и других чиновников.

С открытием Пермского университета в музей вливаются новые научные силы. Профессура оценила энтузиазм пермяков, назвав «колоссальной энергию беззаветно преданных делу народного просвещения лиц». Когда в советской России было принято решение об организации музейного дела, директором музея был избран П. С. Богословский, профессор Пермского университета. Нарком просвещения А. В. Луначарский, побывав в Перми, в 1928 году писал: «Достопримечательностью Перми является его музей, он велик, размещается в 50 залах».

С 1931 по 2007 годы основная коллекция музея размещалась в здание бывшего Архиерейского дома. В 1946 году в музее появился самый популярный экспонат советского периода – скелет мамонта, откопанный в наших краях. В 1990 году ПОКМ получил новое здание на Сибирской, 15, где разместились фондохранение, реставрационные мастерские, библиотека и выставочный зал.

Все это время музей обрастал филиалами в Перми и в территориях региона. На сегодня музей имеет 11 филиалов, каждый из них посвящен определенной эпохе или теме, каждый рассказывает о развитии Пермского края. Это архитектурно-этнографический музей «Хохловка», Дом-музей «Подпольная типография», дома-музеи В. В. Каменского и Н. Г. Славянова, Музей-диорама, Дом Пастернака во Всеволодо-Вильве.

В 2007 году музей переехал в Дом Мешкова. Постоянно действующая экспозиция крае­ведческого музея современная, оснащенная техническим оборудованием. Кроме аутентичных предметов и уникальных экспонатов разных эпох, она предлагает посетителям видео и аудио сопровождение.

Музей в Хохловке пользуется большой популярностью

Музей Пермской Системы

В Пермском классическом университете восемь музеев! Расскажем о самом редком и самом пермском – музее, посвященном пермскому периоду. Его открытие в 1991 году было приурочено к началу Международного геологического конгресса «Пермская система земного шара», посвященного 150-летию ее открытия шотландцем Родериком Мурчисоном. Основателем музея стал Владимир Ожгибесов, геолог и палеонтолог, ведущий специалист по палеозою, побывавший во многих уголках земного шара.

Ожгибесов – известный пермофил. Это такие люди, которые в противовес пермофобам любят пермь, хоть и пишут ее с маленькой буквы. Ведь именно так называется этот календарный период в истории Земли. Он начался 299 млн лет назад и длился 47 млн лет. Остатки тех давних событий легко обнаруживаются на территории Пермского края, иначе бы и не было судьбоносного открытия Мурчисона. Надо только знать что и где наблюдать.

В результате этих наблюдений в музее собраны коллекции фоссилий (ископаемых останков), отпечатков растений, насекомых, рыб, позвоночных. Все это найдено по берегам рек, в карьерах, в Уральских горах. Научный музей не только показывает, но и объясняет происхождение пермских древностей – флоры и фауны миллионолетней давности. Также здесь собраны печатные и рукописные издания о палеонтологии и стратиграфии пермской системы.

Музей железной дороги

Один из самых интересных технических музеев Перми находится в ДК железнодорожников. Здесь можно увидеть фотографии, документы, экспонаты по истории пермского отделения Свердловской железной дороги с XIX века по настоящее время, личные фонды почетных железнодорожников, макеты и модели подвижного состава, производственное оборудование.

Экспозиция рассказывает о создании и развитии на территории Пермского края железнодорожных маршрутов. Начиная со старинной карты уральской горнозаводской линии и копии рельефа ее строительства до уникальных экспонатов, например, политического доноса и медали за освобождение Перми от белогвардейцев. Только в этом музее можно увидеть паровозный гудок, путейский ключ, индукционный телефонный аппарат, сигнальные фонари для станционных сторожей и путевых бригад и множество другой аппаратуры.

Можно представить, как выглядела одежда и головной убор машиниста, документы работников железной дороги, как решался кадровый вопрос. Во время экскурсий, которые проводятся по заказу, можно узнать, как устроен такой сложный механизм, как железная дорога, как он развивался от сигнальной веревки, которая связывала вагоны поезда до современных средств передачи сигнала.

Музей техники и истории им. А. М. Королёва Пермского региона Свердловской железной дороги открылся 30 декабря 2006 года. Основу его экспозиции составили предметы из первого, ныне не существующего музея локомотивного Депо Пермь II. В 1967 году его создал Алексей Михайлович Королёв, работавший в депо машинистом.

В ДК железнодорожников разместили отраслевой музей

Музей пермской артиллерии

Музей был открыт в 1976 году по решению руководства и партийной организации завода имени Ленина (ныне «Мотовилихинские заводы») и в момент основания числился музеем истории предприятия. Выставочное пространство поделено на два блока. В старинном здании, памятнике архитектуры XIX века, хранится более четырех тысяч экспонатов, связанных с развитием завода от основания в 1736 году до наших дней.

Экспозиция рассказывает о тех, кто внес значительный вклад в его развитие, о начальниках и директорах: Н. В. Воронцове, Н. Г. Славянове, П. К. Премудрове, А. И. Быховском, В. Н. Лебедеве. В музее есть макеты оборудования, в том числе и первый в мире сварочный аппарат, на котором работал его изобретатель, горный начальник Пермских пушечных заводов Николай Славянов.

Второй блок – это экспозиция под открытым небом рядом со зданием музея. Здесь собраны образцы российской артиллерии, произведенные на старейшем из действую­щих предприятий Урала. Представлено 45 образцов военной техники: пушки, гау­бицы, самоходные артиллерийские орудия, минометы, боевые и транспортно-заряжающие машины реактивных систем залпового огня, а также баллистические ракеты и зенитно-ракетные установки.

Музей демонстрирует не макеты и не модели, а натуральное оружие XIX, ХХ и ХХI веков. Все это время предприя­тие было ведущим в отрасли, выпустив пятую часть орудий русской армии Первой мировой войны и 40 процентов орудий для артиллеристов Великой Отечественной войны.

Королевой экспозиции считается пермская «царь-пушка». В отличие от установленной в Московском Кремле, это боевое орудие, из него произведено 313 выстрелов. Среди знаковых экспонатов – артиллерийские орудия МЛ-20 и А-19, из которых были сделаны первые залпы по территории фашистской Германии и Берлину, а также самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М – «зверобой». Она получила такое прозвище благодаря способности срывать башни фашистских «тигров» и «пантер», которые ранее считались непобедимыми.

Боевое применение реактивных снарядов началось советскими «катюшами». Музей пермской артиллерии представляет образцы пусковых установок и ракет. Самую мощную в мире реактивную систему залпового огня РСЗО «Смерч» музей показывает полностью. Здесь выставлена и боевая машина, осуществляющая стрельбу, и транспортная заряжающая машина. Обе приспособлены к любому климату, имеют защиту на случай радиоактивного и химического заражения местности. 12 ракет калибра 300 миллиметров несут почти 400 тысяч поражающих элементов.

Музейная коллекция – уникальная возможность проследить развитие российской артиллерии, которую недаром называют «богом войны».

«Царь-пушка», из которой стреляли по-настоящему

Музей пермской нефти

Музей пермской нефти ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» был открыт 16 сентября 2009 года в честь 80-летия начала добычи нефти в Пермском крае. Ее нашли на глубине 325 мет­ров в породах Кунгурского яруса пермских отложений. Коллекция музея насчитывает более трех тысяч экспонатов. Это фотографии, видео и аудио материалы, личные вещи работников. А также действующие макеты. В частности, макет скважины-«бабушки», которую так окрестили нефтяники из Грозного и Баку, помогавшие в освоении месторождения. «Старушка» проработала 11 лет, до 1940 года, и дала народному хозяйству более семи тысяч тонн нефти.

Можно также увидеть макет действующего фонтана – символа первой уральской нефти. Как начинали добывать нефть, рассказывают кадры кинохроники об открытии первого месторождения черного золота на Западном Урале. Представлены личные вещи профессора пермского университета, геолога П. И. Преображенского, первооткрывателя пермской нефти. За проявленную инициативу и успехи в 1929 году ему была объявлена особая благодарность и выдана премия в размере десяти тысяч рублей.

Установлен в музее действующий макет современной качалки, образцы нефти и керна (горной породы) с крупнейших месторождений Пермского края. В экспозиции воспроизведен быт нефтеразведчиков и нефтедобытчиков, руководителей предприятий, включая такие редкие по нынешним временам атрибуты, как патефон и телефон советского периода. Все это помогает представить реальную жизнь работников нефтяной отрасли, а также оценить размах нефтедобычи в Пермском крае на картах и диаграммах.

Музей аптекарского двора

Толчком к созданию аптекарского музея послужила находка на чердаке одного из старинных зданий 400 предметов, имеющих отношение к фармации. Это были рецепты, сигнатуры, этикетки, стеклянные пузырьки и бутылочки. Сейчас музей находится в здании на улице Ленина, 30, где в 1812 году открылась первая на Урале аптека. Она принадлежала Приказу общественного призрения, снабжала в основном городовую больницу, две богадельни – мужскую и женскую, сиропитательный дом, работный дом и дом умалишенных. Медицинский департамент назначил провизора Карла Румеля первым директором аптеки с жалованием 400 рублей в год.

В устройстве аптеки был ряд особенностей, в частности, его окна выходили на северную сторону, чтобы лучи солнца не нагревали препараты. Был оборудован подвал, кладовки и другие служебные помещения для работы провизоров. Это можно узнать из чертежа аптеки 1842 года, находящегося в экспозиции. В витринах выставлены старинные этикетки и инвентарь, провизорское оборудование. Все это хранит очарование старины, заставляет вспомнить причуды наших предков. Например, у тогдашних девиц была мода иметь болезненный вид, более того, было принято демонстрировать на светских раутах, как они принимают пилюлю из яркой аптекарской коробочки под цвет наряда.

Есть и зал, посвященный народному целительству – с этого начиналось лекарское дело. Стенд с травами и сборами снабжен информацией об их лечебных свойствах и применении, есть даже аудио­записи с народными заговорами – от зубной боли, от детского испуга, от всех хворей. Современную аптеку, находящуюся рядом, также относят к музейному комплексу. Ее интерьер повторяет убранство аптеки XIX века, шкафы и зеркала специально сделаны в соответствующем стиле. Рядом есть аптекарский огород, клумбы которого наполнены лекарственными растениями.

Ретро-гараж

Основатель музея Александр Черепанов – в прошлом автогонщик. Интерес к старинным автомобилям у него проснулся давно. Проводил разовые выставки автотранс­порта в Перми, где и познакомился со многими коллекционерами, у которых хранятся советские автомобили. В 2016 году Александр открыл полноценный музей – единственную в Пермском крае экспозицию исторических автомобилей. Экспонаты в музее – живые, большинство из них на ходу. Они выезжают на мероприятия по городу и краю, участвуют в ретроавтопробегах.

К сожалению, в музее на площади Дружбы не выставлена и половина коллекции, старинных машин в Перми намного больше, но пока нет подходящей площадки для полноценного показа. В экспозиции присутствуют и другие атрибуты советского периода, создающие общую ностальгическую атмосферу. В будущем Ретро-гараж планирует вырасти до большого технического музея с паровозами, грузовым и общественным транспортом, мотоциклами и мопедами, реставрационной мастерской. Пока это все есть в миниатюре, в виде коллекции масштабных моделей автотранс­порта. В осуществлении мечты музею помогает Фонд Президентских грантов.

А пока Ретро-гараж славится своими партнерскими мероприятиями и акциями. Проводит музыкальные вечера с ретромузыкой, выставки архивных фотографий, музыкальные пробеги вместе с губернским оркестром, просветительские лекции. Недавно директор Ретро-гаража Александр Черепанов высказал свои предложения по организации технических музеев в рамках конференции «Музеи движения – музеи в движении. Музеи транспорта: векторы развития» в Ситуационном центре правительства Москвы.

Ретроавтомобили всегда привлекают к себе внимание

Музей истории торговли

Музей, в котором можно увидеть старинные весы, монеты и купюры, счетные устройства разных лет и даже вывеску дореволюционного пермского базара, находится на Центральном рынке Перми. Он открылся в павильоне №4 в 2013 году. Долгие годы директор рынка Реваз Шенгелия собирал историческую коллекцию предметов торговли дореволюционного и советского периодов. Музейный фонд хранился в одном из павильонов, но пермяки не знали о его существовании.

Сейчас в экспозиции представлены элементы быта пермяков последних двух столетий, многие из которых переданы в дар. Собрана большая коллекцию самоваров, есть старые швейные машинки, охотничьи и рыболовные приспособления, советские ассигнации и плакаты, кухонная утварь, весы, гири, счеты. Воспроизведен интерьер избы русского крестьянина начала XX века со старинными шкафами и сундуками, мини-галерея панорамных видов старой Перми. Советский период представлен интерьерами сельских и городских магазинов, а они различались. Музей проводит экскурсии для всех желаю­щих.

Дом Дягилева

Пермь выступила инициатором открытия музея своего земляка, выдающегося импресарио Сергея Дягилева еще в 80-е годы, когда зашла речь о связи нашего города с его семьей. Сергей Павлович провел в Перми свою юность: десять лет пока учился в гимназии. Сохранился и дом, в нем до последних лет размещалась гимназия № 11. Директор гимназии Раиса Зобачева добилась присвоения учебному заведению имени С. П. Дягилева и положила начало основанию музея.

После строительства нового здания школы дом Дягилева вновь стал «Пермскими Афинами», как его называли современники. В нем всегда царило искусство, вернулось оно в эти стены и сейчас. Создатель триумфальных «Русских сезонов» в Париже все еще невероятно популярен, поэтому в Дом Дягилева стали стекаться экспонаты со всего мира. Здесь представлена часть личного архива импресарио, его редкие фотографии, книги и театральные костюмы Ю. Зорича – танцовщика созданной С. П. Дягилевым труппы «Русский балет в Монте-Карло».

Экспонируется коллекция монументальных полотен и скульптур французских художников Ф. Талли и К. Тоди, объединенных темой «Вацлав Нижинский – гений танца», коллекция фарфоровых кукол «Русские сезоны в Париже», созданная современным мастером по эскизам одного из ведущих декораторов «Русских сезонов» Льва Бакста. И наконец, в свой дом вернулся сам Дягилев – в 2007 году в актовом зале установили памятник импресарио высотой 4,5 метра, отлитый по проекту Эрнста Неизвестного.

Особый интерес представляет воссозданный по фотографиям интерьер внутренних помещений дома семьи Дягилевых: есть кабинет, столовая с накрытым по всем правилам этикета столом. Пермский музей является одним из пяти музеев мира, посвященных импресарио, и единственным в России. Сейчас он служит площадкой для концертных программ Дягилевского фес­тиваля (18+) и других выступлений артистов. А Раиса Дмитриевна Зобачева вплотную занялась музеефицированием усадьбы Дягилевых в селе Бикбарда: получено финансирование на восстановление господского дома и винокуренного завода, принадлежащего династии.

Конкурс корпоративных музеев

Пермь – крупный промышленный центр, неслучайно именно здесь был придуман Всероссийский конкурс «Корпоративный музей». Он стал первым и единственным в стране. Хотя история корпоративных музеев уходит корнями в далекое прошлое, когда еще в 1709 году по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге был создан «Музей-камора» – будущий Центральный военно-морской музей. Более того, по мнению экспертов, в стране действуют около трех тысяч корпоративных музеев, что в два раза превышает численность государственных и муниципальных музеев.

Идея проведения конкурса принадлежит Наталье Нечаевой, председателю пермского отделения Российской ассоциации по связям с общественностью, до этого проводившей конкурс «Корпоративный календарь». В первом конкурсе в 2018 году участвовало всего 16 музеев. В 2023 году вручение приза за «Лучший корпоративный музей» проходило в пятый раз, и в нем участвовал 71 музей, которые состязались в 17 номинациях, представлено было 160 музейных проектов.

Пермские корпоративные музеи не раз становились победителями в конкурсе в разных номинациях. К сожалению, территориально конкурс ушел из Перми и сейчас проводится на разных площадках в Москве на ВДНХ и в Санкт- Петербурге. Последний состоялся в Екатеринбурге. Но в Перми остались два десятка корпоративных музеев, и их двери открыты для посетителей.

Архиерейский квартал

Музей посвящен истории духовного центра города Перми, располагавшегося между улицами Монастырской и Набережной (Окулова) и занимавшего два с половиной квартала, включая Архиерейский сад, на месте которого до сих пор находится зоопарк. Экспозиции находятся на втором этаже исторического здания Архиерейского дома, в помещениях бывших епископских покоев. Из этого здания в июне 1918 года был выведен для допроса, а потом расстрелян пермскими чекистами Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), ныне Священномученик. Ему посвящена отдельная экспозиция, представляющая собой рабочий кабинет пастыря с восстановленным по фотографиям интерьером, наборным паркетным полом, ряд уникальных фотографий.

Среди экспонатов – залитый кровью покровец убитого во время алтарной службы оханского священника. Он, как и другие атрибуты гражданской войны в Пермской губернии, рассказывают о мрачных годах истребления православной веры. Немало историй проходит перед глазами посетителей музея. В частности, одна из его экспозиций рассказывает о подвиге пермского игумена Серафима (Кузнецова), совершившего в те годы невероятный путь от Алапаевска до Иерусалима, сопровождая тела невинно убиенных великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в последний путь, который проходил через всю Россию и через Китай.

Музей проводит экскурсии, устраивает лекции и показы фильмов, связанных с историей православия.

Все фото: Антон Берг

Автор: Варвара Кальпиди