В советские годы в Перми охотно снимали центральные киностудии: «Мосфильм», «Ленфильм», «Беларусьфильм». Первым появлением видов города на большом экране можно назвать картину «Поезд идёт на восток» Юрия Райзмана 1947 года (12+). Главные герои москвичка Зина Соколова и морской офицер Николай Лаврентьев отстали от поезда на пермском вокзале «Пермь II». Кадры радуют красотой и чистотой железнодорожной станции, и они вполне узнаваемы.
В 1959 году пермская достопримечательность – Дом Мешкова – сыграла роль особняка Кшесинской, откуда, как известно из истории, Ленин произносил свою речь о низложении временного правительства. Сняли эти кадры в Перми. Фильм «Заре навстречу» (12+) полностью снимался в нашем городе. Лента была посвящена детям революции, в ней играл актер Юрий Яковлев, это была его вторая его роль в кино.
Архитектура Перми еще раз попала в объектив кинокамеры в 1960 году в фильме «Бессонная ночь» (12+). Главный герой фильма архитектор, остановив машину на Комсомольской площади, указывает на Башню смерти и спрашивал спутницу: «Как вам мой дом?» Также показаны новостройки Перми, в частности, улица Качалова. Фильм стал кинодебютом для Юрия Соломина.
Полностью снималась в Перми в 1973 году картина «Большой трамплин» (6+) студии «Беларусьфильм». Она основана на пермской истории: именно здесь был построен самый большой трамплин в СССР. Главного героя фильма Сашу Лаврова играли братья-близнецы, сыновья Владимира Будыхо, заслуженного пермского тренера, воспитавшего целую плеяду летающих лыжников. Юный герой фильма чтобы совершить прыжок, привязывает себе гири. Его тренера сыграл молодой Эммануил Виторган. В фильме впервые прозвучала песня «Трус не играет в хоккей» (6+).
В 1987 году улицы Мотовилихи попали в картину «Ленфильма» «Мой боевой расчет» (12+). Во время съемок картины, действие которой происходит в годы Великой Отечественной войны, по рельсам пустили старый трамвай. В ленте Никиты Михалкова «Под северным сиянием» (16+), события которого относятся к 1912 году, можно узнать стену железнодорожного техникума и пожарную каланчу, рядом с которой проехалась тройка лошадей. В свердловском фильме «Транти-Ванти» (0+) по повести пермской писательницы Ирины Христолюбовой «Колокольчики мои» (0+) снялись Камский мост, художественная галерея, Комсомольский проспект и драмтеатр.
Реальная Пермь впервые попала в кадр в 1918 году. В хронике показан поезд имени Ленина, снабжавший фронт и население литературой.
Кадры, на которых член Реввоенсовета Григорий Зиновьев выступает на митинге и принимает парад Пермского гарнизона, датируются 1925 годом. Эта хроника присутствует в экспозиции Пермского краеведческого музея.
В 1928–1930 годах в Перми снимался киноочерк «В Чердынь (Пермь Великую)» (6+). Он содержит обстоятельную киносъемку города, в том числе и вид сверху, на котором запечатлен городской пейзаж, сняты будни пермского порта, здание пермского университета.
Немало кадров Перми сняты операторами киножурнала «Советский Урал» в 1960-е годы, черно-белые альманахи показывают камские закаты, теплоходы, плывущие по реке, прогулки жителей Перми по набережной, Выставку достижений народного хозяйства в Мотовилихе, пермский пивбар «Жигули». К 300-летию города создан киновидеоархив «Пермь как фильм» (12+), где собрана и оцифрована вся существующая городская хроника.
Первым пермским фильмом стала полнометражная художественная лента Константина Березовского «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова – второклассника и второгодника» (6+). Съемкам предшествовал год работы с юными актерами – таким было условие режиссера. С детьми занимались актерским мастерством раз в неделю, а затем они играли в телевизионных спектаклях.
Среди актеров была дочь главного засекреченного конструктора Юрия Калачникова (Аделаида), а в основном это были ученики обычных школ. Утверждал исполнителей ролей не только режиссер, но и автор книги – писатель Лев Давыдычев. На экраны фильм вышел 1 апреля 1966 года. И сразу стал лауреатом I Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Киеве, а юный актер Володя Воробей (Иван Семёнов) получил приз за лучшее исполнение детской роли.
Культовый «Иван Семёнов» из 60-х годов / Кадр из фильма
Картина была задорной и изобретательной, мгновенно разошлась на цитаты. В кинематографических кругах обсуждали «пермское чудо» с экономической точки зрения: на картину ушло 33 тысячи рублей, что было в семь раз дешевле аналогичных фильмов, созданных на столичных студиях. А продали фильм в 37 стран и явно немало заработали. В Перми тот «Иван Семёнов…» из 60-х до сих остается культовым фильмом. Идея снять римейк появилась в 2016 году, режиссером вновь позвали Березовского, провели кастинг и подготовительную работу. Но тогда проект не состоялся.
Картину «Иван Семёнов: школьный переполох» (6+) начали снимать только в 2021 году. После смерти Березовского режиссером выступил пермяк Антон Богданов. Историю о фантазере и хулигане перенесли в наши дни, снабдив ее современными фишками. Но многие культовые фразы, типа, «Без сиропа» и фантазии Ивана, включая желание открутить себе голову и уйти на пенсию, остались. В фильме приняли участие популярные артисты: Мария Шукшина, Александр Лойе, знакомый всем по «Ералашу» (6+), комик Юрий Гальцев. Фильм частично спонсировал бюджет Пермского края. Снято и продолжение Иван Семёнов – сиквел называется «Иван Семёнов: Большой поход» (6+).
Современный «Иван Семёнов» на пермской эспланаде / Елена Сергеева
Писатели-выходцы из Перми иногда пишут о родном городе. На первом месте по вниманию к пермским реалиям Леонид Юзефович. Сочиняя детективные сюжеты, он часто вписывает их в реальную историю Перми времен гражданской войны. Два таких произведения экранизированы. Сериал «Казароза» (18+) вышел в эфир в 2006 году. Сам роман под названием «Клуб «Эсперо» (16+) увидел свет в 1990 году, переиздан в 2002 как «Казароза» и получил высокие литературные награды. Сюжетная канва связана с клубом эсперантистов, который действительно когда-то был в Перми. В фильме снимались Владислав Галкин, Егор Бероев и Пётр Вельяминов, который, кстати, когда-то играл в пермском драмтеатре.
В 2016 году режиссер Сергей Снежкин снял отличный детектив по повести Леонида Юзефовича «Контрибуция» (12+). Она была написана к 70-летию Октябрьской революции для журнала «Юность» (16+), что несло определенную идеологическую трактовку событий 24-25 декабря 1918 года, когда Пермь захватили войска Колчака. Содержание и круг действующих лиц в сценарии были подвергнуты серьезным изменениям, и автор повести снял свою фамилию с титров. Оба фильма снимались не в Перми – первый в Костроме, а второй – в Кронштадте.
К пермской истории имеет отношение «Доктор Живаго» (16+). Считается, что встретились главные герои Юрий Живаго и Лара в Перми. В романе город назван Юрятиным. Известно, что в Пермской губернии Пастернак провел часть своей жизни и начал писать стихи. Нобелевская премия, присужденная Борису Пастернаку за это произведение, сделала книгу лакомым кусочком для кинематографистов. Существует пять экранизаций «Доктора Живаго», первая снята в Бразилии в 1958 году (16+). Весьма популярным Пастернака сделала голливудская лента 1965 года (16+) с Омаром Шарифом в главной роли, Пермь снимали в пригороде Мадрида.
В 2002 году еще один «Доктор Живаго» (16+) был снят на территории Чехии, в нем сыграла Кира Найтли. В 2006 году вышел отечественный сериал «Доктор Живаго» (18+) с Олегом Меньшиковым в главной роли, Пермь опять сыграла Кострома. Фильм по повести Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (18+) с Константином Хабенским – рекордсмен по призам и наградам, вышел в 2013 году. Действие фильма происходит в Перми, городские сцены снимались в микрорайонах Водники, Разгуляй, Рабочий поселок, Висим.
В этом затоне снимали фильм «Географ глобус пропил» / Елена Сергеева
1 апреля 1989 года считается днем рождения пермской киностудии «Новый курс». Талантливые кинематографисты Олег Федорущенко, Сергей Лепихин, Рашид Давлетшин, Константин Шитов и Павел Печёнкин пришли сюда со студии «Пермьтелефильм», которая существовала с 1962 по 1997 годы.
Самой грандиозной фигурой пермской кинодокументалистики в годы расцвета студии был Михаил Заплатин, автор более 40 фильмов о природе Прикамья. Закадровый текст некоторых озвучивал Иннокентий Смоктуновский. Кинозарисовки и видеоочерки Михаила Заплатина входят в сокровищницу пермского кино. Документалист стал автором первого выполненного в цвете пермского телефильма «Унья – красавица уральская» (12+).
Фильмы Михаила Заплатина часто демонстрировались в кинотеатрах страны. Вышедшие из недр «Пермьтелефильма» начинающие режиссеры занялись постановочным кино, ими было снято семь художественных фильмов, среди которых лидер проката – «Любимчик» (16+). Но успех студии принесло документальное кино: фильмы, снятые пермскими режиссерами, заслужили призы международных кинофестивалей. Это привело к желанию углубить профессионализм, и в 1995 году родился фестиваль «Флаэртиана» (16+). Сначала как дискуссионный клуб для своих, а впоследствии – большой международный кинематографический форум.
С 1999 года на киностудии работает мастерская документального кино. Благодаря ей в Перми появилась плеяда молодых кинематографистов, которых продюсирует «Новый курс». За четверть века киностудия выпустила более 70 разнообразных фильмов. Среди них фильмы о пермяках, снятые основателем студии режиссером Павлом Печёнкиным «Дом с окнами и молчание» (16+), «Урок танца» (16+), «История Тюрина, художника и жертвы» (16+), «Картины из жизни провинциального комика» (16+). Успехом у зрителей и профессионалов пользуются работы Галины Красноборовой «Марийская молитва» (16+) и «Старуха» (16+).
Оператор и режиссер А. Романов обладает своеобразным взглядом на пермяков, выискивая самых странных героев среди жителей города. Он автор двух десятков документальных и игровых фильмов, ставших призерами отечественных и зарубежных кинофестивалей.
Студия имеет свою технологическую базу, оборудование для съемок и монтажа. В 2006 году киностудия «Новый курс» открыла «Пермскую синематеку», где пермяки знакомятся с шедеврами мирового кинематографа. В этом году архив синематеки переехал в помещение кинотеатра «Кристалл».
Самый пермский из всех фильмов. Не только потому, что он снят полностью пермской командой: сценаристом и режиссером Сергеем Гурьяновым, операторами Сергеем Климовым и Ильей Забродским с участием актеров Игоря Гладнева (министр культуры Пермского края в 2013– 2017 годы), Валерия Серегина, Владимира Семеновых, но и потому, что фильм сумел ухватить самую суть пермской ментальности.
Эксцентрическая мистическая комедия рассказывает о том, как нечистая сила осуществляет грандиозный проект по установлению дьявольского порядка во всем мире, а центром эксперимента избран город Пермь. Навстречу злу неожиданно для себя выходит герой Валерия Серегина – «простой страхователь». Накануне съезда некого Тайного Ордена злодей Граф (в исполнении актера ТЮЗа Владимира Шульги) пытается развращать пермяков: «вино, деньги, женщины» (цитата). Но «послушные, нравственные, суровые люди» (цитата) не ведутся ни на вооруженный угон трамвая в Пакистан, ни на обезглавливание преступника на фоне оперного театра.
Рефреном звучат слова о том, что события, происходящие в Перми, могут изменить дальнейший ход истории человечества. В фильме впервые для пермского кинематографа было испробовано многое: постановочные массовые сцены, маски вампиров и даже продакт-плейсмент (герой рекламирует страховую компанию АСКО). Ну и главное: Пермь, похоже, успешно справилась с напастью. О чем свидетельствует один кинематографический казус. В художественном фильме «Мишень» режиссера Александра Зельдовича (16+) название города появляется в фееричном контексте: действие ленты происходит в отдаленном будущем, всюду господствует китайский язык, и вдруг среди большегрузов на гигантской автомагистрали стремительно появляется расталкивающий всех грузовик, на борту которого огромными буквами выведено слово «Пермь».
Практика создания кинокомиссий существует давно, насчитывается более 1000 кинокомиссий более чем в 100 странах мира, основная часть расположена в Европе и США. В Перми кинокомиссия активно содействует производству фильмов на нашей территории начиная с 2014 года. В 2019-м в крае была внедрена система рибейта – до 50 процентов от фактически понесенных в регионе затрат кинокомпании могут вернуть в форме субсидии, и это максимальный показатель по России.
В 2022 году в Перми был создан Центр развития кинопроизводства, в состав которого вошла Пермская кинокомиссия. Учредителем организации выступило министерство культуры Пермского края. Создание новой организации помогает кинокомпаниям получить целый комплекс сервисных услуг, таких, как подбор локаций, актеров, специалистов для работы на площадке. Подать заявку на первый этап может кинокомпания, которая уже провела или только планирует съемки в Пермском крае. Заявить фильм для оценки на экспертном совете можно только один раз.
В течение последних лет таким способом сняты полнометражные фильм «Подельники» (16+), «Чук и Гек» (6+), «Одна» (12+), «Чувства Анны» (16+), «По щучьему велению» (0+) и другие. Всего с 2019 года по программе рибейта из регионального бюджета кинокомпаниям выплатили 63,7 млн рублей.
Анимационная студия «Союзтелефильм» при Пермской государственной телерадиовещательной компании существовала с 1966 по 1992 годы, здесь было создано около 40 мультипликационных фильмов. Эстетика пермской анимации была разнообразной: использовались театральные куклы – фильм «Волшебная калоша» (0+), объемные – «Тяп и Мика» (0+), плоские – «Потя и Потиха» (0+), в техники перекладки был снят фильм «Сказание о Кудым-Оше» (6+). Были и комбинированные съемки с живыми актерами в фильме «Босоножка и её друзья» (6+).
Отличительной чертой пермской школы стало ее внимание к фольклору, особенно к коми-пермяцкому. Легенды древнего Прикамья рассказывали мультфильмы «Богатырские сказы» (6+), «Сказание о Кудым-Оше». Отцом пермской мультипликации считается режиссер Леонид Маркович Кощеников (1924-1991). Детство жителей Перми проходило под его рисованные истории, такие, как «Сказка про доброго слона» (0+), «Петькины трюки» (0+), «Капризка – вождь ничевоков» (6+).
С Капризки началась новая страница пермской мультипликации. В 2018 году в Перми сняли пластилиновый римейк сказки пермского писателя Владимира Воробьёва. Любимый герой детства вернулся через тридцать пять лет и даже дал имя продюсерскому центру «Капризка». Под руководством мультипликатора Сергея Меринова, известного по мультисериалам «Гора самоцветов» (6+), «Весёлая карусель» (0+), «Смешарики» (0+), фильм создавался восемнадцатью специально обученными пермскими художниками в технике перекладочной пластилиновой 2D-анимации и компьютерного оживляжа, озвучили сериал на «Союзмультфильме». 12 серий уже вышли к зрителям, а продюсерский центр «Капризка» занялся другими проектами, среди которых 26 серийный анимационный проект «Большой поход» (6+). Компания также производит коммерческие мультсериалы, занимается развитием 3D-анимации и оказывает сервисные услуги по комплексной организации кинопроизводства документальных и игровых фильмов.
Пермские документалисты не могли пройти мимо 300-летия города и вложили свои усилия и средства Фонда губернаторских грантов и министерства культуры в создание фильмов о Перми. В результате появилось десять документальных лент и одна художественная, объединенных в кинопроект «Пермь как фильм».
Виктор Семёнов, ученый, биолог и автор фильмов о заповедниках, снял фильм «Пермь. Зеленые острова природы» (6+), в котором глазами охотника за природой показал заповедные уголки города. Режиссер Ольга Аверкиева сняла фильм о легендарном Доме ученых. Любопытна и история появления этого здания на Комсомольском проспекте, и сами его жильцы, о которых рассказали в интервью потомки пермских знаменитостей Георгия Максимовича, Сары Фрадкиной, Леонида Кертмана, Риммы Коминой.
Павлу Печёнкину пригодились кадры кинохроники, которые собирали и хранили в «Новом курсе». Его фильм «Семейный портрет» (16+) рассказывает о судьбах конкретных людей, которые жили в Перми в разные периоды. Город Молотов существовал на карте страны 17 лет – с 1940-го по 1957-й. Этой эпохой заинтересовался Борис Караджев, который снял фильм «Воспоминание о городе М» (6+), в котором, кстати, он когда-то и родился.
Алексей Романов остался верен себе и показал очередного, по его словам, «улетевшего и неприкрученного к этой жизни человека», создав игровой фильм «Продавец счастливой пиццы» (18+) –
о курьере, выполняющем доставку по Перми, в главной роли актер театра «Новая драма» Алексей Корсуков.
Авторский проект «История пермского кино в лицах», начатый недавно ушедшим из жизни режиссером Сергеем Лепихиным, продолжили его коллеги. Проект рассказывает о пермских кинематографистах. Сценарист и режиссер, в прошлом пермяк Сергей Четверухин снял фильм «Сказительница» (12+) о молодой актрисе, которая пытается разгадать код Перми, обращаясь к представителям креативного класса.
К юбилею Перми был приурочен альманах «Молотов-коктейль» (16+) Алексея Романова и Елены Филимоновых. Пять двадцатиминутных фильмов устами актера Александра Смирнова рассказывают о важных для города событиях: о нештатном приземлении в пермских лесах космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляев в 1965 году, об экспедиции шотландского геолога Р. И. Мурчисона, когда им здесь был открыт новый пермский период, о поэте и летчике Василии Каменском.
Особняком стоит цикл фильмов с таким названием, рассказывающий о малоизвестных фактах и мифах пермской истории, снятых в жанре художественной реконструкции событий с уклоном в мистику. Лента «История с видением» (16+) впервые поведала о неприкаянной тени Елизавете Ивановны Любимовой, владелицы особняка на Петропавловской, где сейчас находится ТЮЗ.
Лента «История с видением» (12+) посвящена владелице особняка на Петропавловской / Антон Берг
Снятый еще в 2002 году фильм «Архиерейский сад» (16+) рассказывает историю кладбища именитых людей Перми, на месте которого разместили зоопарк, и впервые опубликовал список захоронений. «Пермь масонская» (16+) восстанавливает документальную историю открытия масонской ложи Золотого Ключа в Перми в 1783 году, а игровой фильм «Огарки» (16+) основан на поисках голландского ученого-слависта, обнаружившего письмо директора пермской гимназии Отилии Циммерман об обществе свободной любви.
В цикл фильмов входит также игровой мифологический фильм «В поисках Заратуштры» (16+), дилогия о чаеторговцах Грибушиных и их потомках. Историко-документальный фильм «Руководители совести» (16+) воспроизводит историю двух Коноплёвых: основателя Белогорского монастыря о. Варлаама (Коноплёва) и Бориса Всеволодовича Коноплёва, четверть века руководившего городом и областью. Права на цикл фильмов были приобретены администрацией Перми к 285-летию города, изданные диски переданы в библиотеки и школы и служат материалом для уроков краеведения.
Дилогия о чаеторговцах Грибушиных входит в цикл «Тайны города Перми» (12+) / Варвара Кальпиди
На протяжении 20 лет авторский цикл «Тайны города Перми» снимала, а также создавала читаемую вами рубрику «300 истории Перми» сценарист, режиссер, продюсер, журналист Варвара Кальпиди.
Автор: Варвара Кальпиди