В начале XX века по Каме курсировало 276 пароходов, и была необходимость в создании учебного заведения для подготовки специалистов речного флота. Инициативу проявили жители села Слудка, обратившись в городскую думу. В 1911 году дума единогласно постановила: ассигновать 1500 рублей и выделять ежегодно эту сумму на содержание речного училища 1-го разряда. 1 июля 1913 года присоединилась и государственная казна. Было учреждено училище. Для него построили деревянное двухэтажное здание-теремок.
Набрали около сорока человек. Обучение было платным, форму учащиеся тоже шили за собственный счет. К обычным предметам добавили судовую практику и лоцию, обучали черчению, бухгалтерии, механике, судостроению. В первый выпуск были подготовлены семь капитанов речного и озерного плавания. В годы Великой Отечественной войны выпустили 173 судоводителя и судомеханика, из них 43 женщины.
В 1947 году на Городских Горках начали строить большой городок для студентов, новое здании на бульваре Гагарина и два общежития открылись в 1960 году. Газеты писали: «Училище бросило свои тяжелые якоря на вершине егошихинского яра. Здание видно издалека. Два бакена у входа – красный и белый, показывают верный курс». Здесь царила строгая, почти военная, дисциплина, строевые занятия, наряды. В 2008 году училище вошло в состав Волжской государственной академии водного транспорта в качестве филиала. Его выпускники трудятся на крупнейших реках России: Волге, Амуре, Оби, Лене. А вот на Каме работы сейчас маловато.
В училище гордятся выпускниками, которые достигли успехов в разных областях. В частности, губернатором Пермского края Геннадием Игумновым, писателем Геннадием Солодниковым, династией камских капитанов Козьминых. У выпускников есть удивительный ритуал: в ночь окончания училища они тянут якорь, который припаркован у корпуса, так далеко, как смогут. А первокурсники должны вернуть его на место.
О загадках камской «чуди» и подробностях пугачевского бунта, о жизни Трифона Вятского и опасных чудачествах купца Адриана Пушкина, а также о других событиях пермской старины мы сейчас знаем благодаря тому, что 5 июля 1888 года была образована Пермская губернская учёная архивная комиссия (ПУАК). Причиной создания таких комиссий в империи послужило бесконтрольное уничтожение архивных дел в местных госучреждениях.
Комиссиям был поручен отбор ценных в научном плане документов, их изучение, описание и хранение. ПУАК быстро переросла свои задачи, превратившись в научно-краеведческое общество. В ней состоял практически весь цвет пермского общества. Купцы, дворяне, чиновники с большим удовольствием и огромной ответственностью занялись изучением края в его историческом, археологическом, археографическом, этнографическом аспектах.
На первоначальном этапе комиссия насчитывала 125 членов. Первым председателем комиссии был избран Василий Никифорович Шишонко, которого называли «Нестором Пермского края». Результаты исследований публиковались в Трудах ПУАК, всего вышло 12 томов.
В 1894 году архивная комиссия организовала в Перми специализированную археологическую выставку, единственную в своем роде в истории губернии. Организаторы рассказали о местонахождении раскопок и городищ, показали частные археологические коллекции. Выставка была создана на денежные пожертвования лиц, «сочувствующих просвещению». Они же взяли на себя заботу по хранению архивов, предоставляя для этого свои квартиры. Постепенно комиссия сформировала большую научную историко-краеведческую библиотеку. К 1914 году она насчитывала около десяти тысяч томов. Сейчас они составляют основу пермских архивов и музеев.
В годы гражданской войны Пермь, практически не оказывая сопротивления, перешла в руки белых в конце 1918 года. Полгода длилась здесь власть Верховного правителя адмирала Колчака. В городе скопилось огромное количество речных судов. Над ними подняли Андреевский флаг, сформировали флотилию, которой командовал контр-адмирал М. И. Смирнов. К началу мая суда пароходного общества «Русь» и пермских пароходчиков были переоборудованы с помощью английских артиллеристов.
Однако повоевать флотилии довелось совсем недолго: дела на фронтах складывались не в пользу белых. 2 июля 1919 года, когда адмирал Колчак по железной дороге уехал из Перми, Смирнов отдал приказ затопить корабли, среди которых были «Россия», «Мефодий», «Пермь», «И. Ф. Любимов», «Петроград», «Ревель». Он поступил по законам военного времени: если не можешь увести свой флот от врага, он не должен ему достаться.
У порта Левшино из береговых резервуаров в реку выпустили около 200 тысяч пудов керосина, а затем подожгли его. Река пылала двое суток, сгорели береговые склады, лабазы, амбары. По некоторым подсчетам было уничтожено около 100 кораблей, три дебаркадера и 26 барж. Очевидцы описывали ужасную картину: «Что пришлось увидеть, превзошло всякие предположения. Всюду, насколько хватало поля зрения, виднелись остовы догоравших и плавающих судов».
Впоследствии корабли поднимали со дна реки, часть даже восстановили. Но несколько пароходов, барж и дебаркадеров остались на дне. Сейчас в целях очистки реки и в ходе исторических поисков ведутся подводно-исследовательские экспедиции, обследованы 50 кв. км акваторий Камы и Чусовой в их исторических руслах. Определено около десяти аномалий, которые могут оказаться судами Камской флотилии, со дна поднят судовой колокол.
6 июля 1913 года «Пермские губернские ведомости» сообщили: «На треке велодрома Пермского общества после велосипедных и легкоатлетических состязаний, состоялся футбольный матч между командами «красных» и «голубых». Это был матч открытия Кубка Перми, учрежденный в честь 18-летней Варвары Тупициной, дочери владельца фосфорного завода. В турнире победили «красные» – в таких футболках с буквой «У» на груди играла команда «Унитас-1» Первой гимназии. В баталиях принимали участие даже семинаристы.
Пермский футбол начал прирастать командами – появились «Яхт-клуб», «Сокол», «Стела», «Эврика», «Омега». Множилось и количество болельщиков. 21 июня 1915 года на торжественное открытие футбольного поля на месте бывшего велодрома собралось около трех тысяч зрителей. Первую спортивную арену освятил о. Никонор, он провел молебен и окропил газон святой водой.
После революционных событий футбол вернулся туда, откуда и начинался – в Мотовилиху. Первые футбольные сражения еще в 1910 году проводили рабочие пушечных заводов, они гоняли тряпичный мяч, даже не зная правил игры. В годы Первой мировой войны в футбол разрешили играть военнопленным, правда их игры проходили за колючей проволокой. Популярной у пермяков спортивной игрой отметили победу Красной армии над Колчаком. 1 июля 1919 года был сыгран футбольный матч, в котором сборной Перми противостояла команда красноармейцев.
В 1945 году пермская команда «Звезда» попала в число участников второй группы чемпионата СССР. Наивысшим достижением в ее истории стала победа в Кубке РСФСР в 1952 году, которое удалось повторить в 1987 году. В постперестроечную эпоху главной футбольной командой города стал «Амкар», собравший огромный фан-клуб. Вершиной достижений «красно-черных» стало IV место в чемпионате России и сражения с лондонским «Фулхэмом» в еврокубке. Пусть «Амкар» и проиграл представителю английской Премьер-лиги, но смотрелся он достойно. А начиналось все 110 лет назад – футбольным матчем 6 июля 1913 года.
Невероятная история произошла 10 июля 1905 года на 355-й версте Пермской железной дороги на перегоне Шайтанка – Анатольская. Газета «Урал» сообщила: «Ф. Ф. Бесов 10 июня нынешнего года сдвинул плечом паровоз пассажирского поезда». Известный силач Фёдор Бесов ехал на гастроли в Пермь, но его поезд внезапно остановился – путь преградил застрявший на стрелке паровоз № 26: он сломался и не мог сдвинуться с места. Нужно было отогнать махину с главного пути, для чего машинист ожидал прибытия другого паровоза. Но Фёдор не хотел опоздать на представление и платить неустойку. Он подошел к 70-тонному паровозу, уперся плечом, напрягся всеми своими могучими мускулами – и колеса стали со скрипом проворачиваться. Необычный пассажир продолжал давить плечом, упираясь ногами в шпалы, пока не откатил паровоз со стрелки и не освободил проезд. Гастроли в Перми состоялись вовремя!
Фёдор поразил публику своими номерами: он брал трехпудовую гирю и, подбросив вверх, аккуратно принимал ее на спину. Далее он жонглировал гирями с завязанными глазами. Потом поднял как пушинку 128-килограммовую штангу и выполнил несколько жимов. Затем ломал подковы и рвал цепи. Особенно впечатлил пермяков номер с двумя жеребцами, к которым были прикреплены хомуты, концы которых Бесов надел на бицепсы. С помощью хлыстов лошадей в разные стороны погоняли помощники, а силач их удерживал. После этого артист ладонью забивал гвозди в доску. А также с помощью деревянного помоста три на три метра поднял 25 взрослых людей. Затем тоже самое проделал с экипажем, запряженным тройкой лошадей, весом более тонны.
Знатоки утверждают, что именно выходец из Вятской губернии Фёдор Бесов был самым-самым среди многочисленных силачей того времени, таких, как Поддубный и Заикин. Историю с паровозом, произошедшую возле Перми, помещали на всех афишах циркового артиста.
16 июля 1925 года в Пермь прибыли участники агитоблета, организованного Авиахимом. Целью добровольного общества друзей авиационной и химической обороны и промышленности была пропаганда авиации как опоры мирного труда СССР. В программу праздника входили полеты самолетов, газовые атаки, когда смельчакам надевали противогазы и отправляли в камеры с хлором, демонстрация действия химических веществ против вредителей полей. В агитполете участвовал гидроплан «Юнкерс» и другие самолеты иностранного производства, а также девять У2 под названием «Конёк-горбунок».
К агитационной работе привлекли знаменитостей. В Перми побывали писатели Борис Пильняк и Вера Инбер. Агитоблетом порадовали не только пермяков, но и жителей Лысьвы, Чусового, Чёрмоза, и других городов. Всего было совершено 37 полетов, в которых участвовали 169 человек. Отбою от желающих не было, но предпочтение отдавали пионерам. Они предварительно интересовались: «Почему у него крылья не двигаются, как у птицы? Сколько в нем цилиндров? Не холодно ли наверху?»
Делегация Авиахима посетила также пермскую Петровскую ярмарку: прилавки ломились от посуды, сандалий, пряников и уральских камней. Советские писатели встретились с редакцией «Звезды». В. Инбер оставила воспоминания: «В редакции пермской газеты «Звезда» оживление по поводу нашего прилета. Там сидят большие патриоты города. «Пермь – лучший город на Урале, – говорит секретарь». Я недослышала и переспрашиваю: «В Европе?» «Я сказал – на Урале, но, впрочем, возможно, и в Европе». «Почему?» «Прежде всего, как он стоит. Он стоит, товарищ, на Каме, на самом красивом месте. У нас белые ночи. Промышленность, заводы какие!»
14 июля 1964 года была введена в эксплуатацию Пермская печатная фабрика Гознака. На самом деле у Перми всегда было хорошо с деньгами. Особенно с их производством. В 1919 году здесь расположилась «Экспедиция заготовления государственных бумаг». В 1920-е в Перми начали изготавливать первые советские денежные знаки – их печатали на заводе «Старый Бурлак» и на заводе имени Дзержинского. В 1941 году в Краснокамск была эвакуирована Московская печатная фабрика – 200 печатных машин и формы. В случае опасности все должно было быть взорвано. С этого момента и до конца войны Краснокамск был единственным поставщиком банкнотной бумаги.
Из Москвы командировали 646 специалистов, многие остались здесь и после войны. Именно им в 1960-е годы пришлось поменять место жительства и составить ядро новой фабрики уже в Перми. Строительство новых корпусов длилось четыре года. Перевод предприятия шел без остановки производственных мощностей. С тех пор и по сей день Пермская печатная фабрика – крупнейшее полиграфическое предприятие Гознака. В 1990-х прошло ее полное перевооружение. Сейчас здесь изготавливают не только банкноты, но и бланки паспортов – отечественных и заграничных, в том числе биометрических, с чипом, производят пластиковые карты. Печатали здесь акцизные и почтовые марки, документы, удостоверяющие личность, для других стран. Периодически приходят заказы из-за рубежа, например, когда Греция собиралась выходить из Евросоюза, банкноты для нее изготовили в Перми.
В 80-е и 90-е годы прошлого века летние сезоны для пассажиров пермских поездов, отправляющихся на юг, были необычными – их встречали задорные молодые проводники в яркой форменной одежде, а на вокзале Пермь II в час отправления звучала песня «Яростный стройотряд». Первый фирменный студенческий поезд по маршруту «Пермь–Симферополь» был пущен 15 июля 1984 года. Он стал третьим в стране, а в дальнейшем признан лучшим. Студенты внесли свою нотку в рутину железнодорожного обслуживания. У поезда была фирменная атрибутика, работало детское купе с кукольными спектаклями и собственная радиостанция, театральная касса, заказ такси.
В 90-е в студенческом поезде открылся первый видеосалон. Летний призыв на трудовой фронт для студентов имел целью разгрузить штатных проводников. В нем принимали участие студенты филологического, юридического, экономического факультетов Пермского университета. Стройотряды объединили в организацию «Урал-сервис», и она дала возможность проявить себя и заработать студентам пермских вузов вплоть до 1997 года, когда эта практика сошла на нет. Но «Урал-сервис» существует и активно участвует в волонтерских работах, в частности, в восстановлении Белогорского монастыря.
28 июля 1929 года в Перми открылась первая на Урале кондитерская фабрика «Красный Урал». В помещении, ранее принадлежавшем купцу Владимиру Васильевичу Судоплатову, где когда-то тоже выпускали пряники, баранки, карамель. Накануне революции Судоплатов стал третьим шоколотье России, и его фабрика «Кама» гремела на всю страну. Но после его отъезда и разбазаривания оборудования в годы гражданской войны пермякам пришлось начинать с нуля. Восстановили тот же бесхитростный ассортимент – конфетки, бараночки.
В годы Великой Отечественной войны добавили сухари для фронта и рабочих военных заводов. К шоколаду смогли подступиться только в 50-е годы, тогда же начали выпускать вафли, зефир и мармелад. С июля 1959 года предприятие называется «Пермская кондитерская фабрика». В 70-е она выпускает уже 200 наименований кондитерских изделий и становится узнаваемым брендом, как пермские моторы и пермский балет.
В 2008 году для фабрики был построен новый корпус, установлено современное оборудование. Кондитерская фабрика «Пермская» почти сравнялась славой со своей предшественницей. Многие конфеты стали буквально культовыми – «Космос», «Мономах», «Правильные сладости».
31 июля 1935 года разведочная скважина вблизи старинного прикамского села Усть-Качка дала самоизливающуюся минеральную воду. Исследования химиков Пермского университета показали ее уникальный состав, богатый солями натрия, кальция, магния, соединениями йода, брома и огромным количеством сероводорода. Минерализация прикамской воды превышала показатели ранее известных черноморских скважин. Зав. кафедрой аналитической химии Ю. Г. Кобяк писал: «Уральская Мацеста», оставит далеко позади пользующуюся мировой известностью Мацесту на берегу Черного моря и остальные курорты нашего Союза. По предполагаемым лечебным свойствам воды будущий курорт приобретет мировое значение».
Решено было заложить специализированные скважины и развернуть здесь санаторий. За год до начала Великой Отечественной войны начались работы по организации бальнеологического курорта. Осенью 1948 года санаторий стал именоваться «Курорт на Каме». Изыскательские работы продолжались, и в 1951 году были получены неожиданные результаты. С глубины 1360 метров получена новая бромйодная минеральная вода – подземные остатки древнего Пермского моря, которому более 200 миллионов лет.
В 1972 году в Усть-Качке открыли новый тип минеральной воды. Она получила название «Прикамская» – аналог хорошо известных «Боржоми», «Славяновская», «Смирновская». Профиль образованного здесь курорта – профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений эндокринной и нервной систем. В этом помогает древнее Пермское море, подарившее нам сероводородную воду, йодобромную и питьевую лечебно-столовую воду, а также сульфидно-иловую грязь. Курорт «Усть-Качка» сегодня – крупнейший многопрофильный лечебно-профилактический комплекс.
28 июля 1994 года профессор русской истории Луисвилльского университета (США) Брюс Адамс предложил руководству Перми завязать дружественные отношения между городами. В этот день была подписана Декларация об установлении побратимских отношений. Самый крупный город штата Кентукки стал пионером движения побратимства в столице Прикамья, ранее закрытой для иностранцев. На выбор Перми американскими активистами повлияла Кама – большая река, разделяющая город, которая напомнила им их реку Огайо, а также похожие отрасли промышленности – химия, машиностроение – и то, что Пермь университетский город.
Побратимское движение, основанное в 1956 году, использовалось США в качестве «мягкой силы». Но если отвлечься от политики, за 28 лет побратимства было много полезных проектов в сфере культурного, научного и образовательного обмена. Сейчас отношения временно прекращены, хотя официального документа из Луисвилля не направлено. Отметим, что сенатор-республиканец Рэнд Пол от штата Кентукки регулярно голосует против выделения Украине дополнительной помощи в связи с СВО.
У Перми есть и другие побратимы – французский Амневиль, китайский Циндао, немецкий Дуйсбург и итальянский Агридженто.