Журнал Министерства внутренних дел так описывал необычное явление, которое произошло в августе 1841 года в Перми и окрестностях:
«Утром 31 августа замечен странный метеорологический феномен. Все небо приняло яркий багровый цвет, вскоре атмосфера сделалась мутно-желтою и к 8 часам померкла до такой степени, что в домах надобно было зажечь свечи. Они горели белым фосфорическим пламенем. В остальную часть дня продолжались переливы света и тени, пока не наступила полночь».
Известно о беспокойстве животных, которые восприняли надвинувшуюся темноту как сигнал ко сну. Солнце если и показывалось, было желтым, без лучей и почти не видным. Необычное состояние атмосферы длилось практически до начала следующего дня.
Версии выдвигались разные: дым от пожара в соседних областях, последствия извержения какого-нибудь вулкана (но о нем ничего не было известно). Во всяком случае нет сообщений о том, что кто-то погиб или пострадал в этот день. Причины локального катаклизма остались загадкой, разрешить ее не под силу и сегодняшним метеорологам.
В первый день августа Русская православная церковь празднует обретение мощей святого преподобного Серафима Саровского. 1 августа обычно завершается посвященный памяти преподобного крестный ход. Он длится шесть дней: паломники выходят из Перми 26 июля и идут по маршруту поселок Юг – гора Благодать – Нижний Пальник – Полыгарец – Троельга – Ерши – Бым – Белая гора. Паломники быстрым шагом с молитвами и остановками для богослужений и ночевок проходят 120 километров, чтобы завершить путь в Свято-Серафимовском Алексеевском скиту Белогорского монастыря.
Главный крестный ход Перми возродили в 1997 году. Впервые из Перми до Белой горы пермяки прошли в 1891 году. Тогда на Белой горе был установлен семисаженный Царский крест, но монастыря еще не было. Крест был воздвигнут по инициативе миссионера Стефана Луканина, мечтавшего о храме, который объединит под своей сенью православных, старообрядцев.
С тех пор крестный ход вошел в традицию. Один из первых был совершен из-за бедствия – в губернии стояла засуха, и православные просили небесного заступничества. В советское время традиция прервалась, чтобы возобновиться в 90-х годах. Событие посвятили памяти преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых в России святых. Обычно ход возглавляет протоиерей Петр Шошин, настоятель храма Святого Пророка Ильи из села Юг, в шествии принимают участие паломники из разных городов страны, собирается более двух тысяч человек. Даже коронавирусные ограничения не прервали традицию: в 2020 году от Перми до Белой горы прошли 300 человек.
6 августа 1970 года начались представления в новом здании пермского цирка. А первое цирковое представление состоялось в городе в 1884 году, когда в Пермь приехал цирк Максимиллиано Труцци. В июне 1896 года Пермь посетил знаменитый дрессировщик Владимир Дуров. Тогда представления проходили в шапито. К началу XX века в городе было два деревянных цирка: на Сенной площади (сейчас в этом месте музыкальное училище) и в Мотовилихе.
Первое каменное здание цирка появилось в Перми только в 1970 году на улице Уральской. Это был типовой проект на 2090 мест, аналогичные сооружения существуют еще в десяти городах на территории бывшего СССР. Проект крыши над зрительной частью здания («фуражки») выполнили по чертежам архитектора Г. Напреенко. На первое представление пригласили строителей.
Пермский цирк входил в систему «Союзгосцирк», с 1991 года – в «Росгосцирк». Сборные творческие коллективы колесили по всей стране, собирая аншлаги. Цирковые представления были очень популярны, особенно в 60-70 годы, на это время пришелся расцвет циркового искусства. Пермский цирк сумел отметиться – при первом директоре Ю. Б. Александровском он был постановочным, то есть имел самостоятельные местные постановки. С 1977 года по 1985 год главным режиссером цирка работал Игорь Тернавский. Под его руководством появился прогремевший на всю страну цирковой спектакль «Бумбараш». В главной роли выступал клоун Май – Евгений Майхровский, ныне народный артист России.
Поставленная в 1978 году в Перми «Горская легенда о любви» с участием наездника Тамерлана Нугзарова побывала во многих странах мира. В пермском цирке показывали популярные аттракционы, проходили конкурсы циркового искусства. В 1995 году открыли музей циркового искусства, насчитывающий более 15 тысяч экспонатов: афиши, программки, реквизит, фотографии, цирковые костюмы.
Сегодня в Перми нет собственной труппы, в цирк приезжают на гастроли коллективы из других городов. Дрессированные животные иногда разгуливают по Перми в целях рекламы своих представлений. Впервые такую прогулку устроили артисты Варшавского цирка в 2008 году.
17 августа 1817 года толпы любопытных заполонили камский берег. Они приветствовали первые колесные пароходы, построенные на Пожевском заводе, которые совершали свое первое плавание. В Перми в тот момент оказался поэт Фёдор Глинка, записавший свои впечатления: «Появление этого стимбота было ужасно любопытно!.. Вообразите себе великолепную каюту, богатую отделку и все, чем украшаются суда... Сверх того каждый вечер стимбот ярко освещен был множеством кенкетов; на нем играла прелестная музыка, по временам палили из пушек... И вся эта европейская роскошь, как некое волшебное явление, плавала по уединенным водам Азии... по реке Каме в Волгу и далеко вверх по оной, нередко против волнения и бури».
Несмотря на то, что первым русским пароходом считается стимбот Карла Берга, который прошел от Петербурга до Кронштадта в 1815 году, у Перми есть преимущество. По сути, судно Берга представляло собой апгрейд деревянной парусной барки, на которую установили паровую машину в четыре лошадиных силы и паровой котел. А вот первый русский пароход, который сделали на Пожевском железоделательном заводе Всеволода Всеволожского по чертежам инженера Соболевского, имел оригинальную конструкцию.
Безбалансирная паровая машина выдавала мощность в 36 лошадиных сил. Пароход был более мощным, чем еще один, также пустившийся в плавание в августе 1817 года. Пароходы назывались «Искра» и «Пожовка». На одном из них совершал путешествие сам статский советник Всеволожский. Пароходы доплыли до Казани, преодолев по Каме и Волге 1160 верст. Вскоре на заводе построили еще одно судно – «Пожва». В 1846 году возникло «Пермское пароходное общество».
10 августа 1897 года Пермь приветствовала участников Международного геологического конгресса. Это было седьмое по счету высокое собрание мировых ученых, которое на этот раз проходило в Санкт-Петербурге. Членам конгресса вручался геологический путеводитель, состоящий из 660 страниц с приложением в виде огромной геологической карты Российской империи. Также они получали жетон на право бесплатного путешествия по России железнодорожным транспортом на два месяца. Председатель конгресса, палеонтолог и горный инженер А. П. Карпинский провез делегатов по Уралу.
Для экскурсии был выделен специальный поезд в 17 вагонов. Большинство геологов прибыли в Россию ради того, чтобы посмотреть разрезы и месторождения. Девизом конгресса служило латинское выражение Mente et malleo (Разумом и молотком). Для делегатов конгресса были организованы демонстрации девонских и каменноугольных пород Урала, платиновых месторождений, золотых россыпей, посещение медных, марганцевых и железных рудников.
Результатами были также и собранные геологами образцы. Однако Пермь отличилась: у австрийского профессора Стоноера в Перми украли его геологические коллекции. В путевых заметках интуристы описывали разные диковины: «Нельзя не упомянуть и вкуснейший овощ, который в России едят все без исключения, – русский огурец. Он напоминает очень длинную картофелину, и его во множестве выращивают на полях. Огурцы подают перед основной едой, они очень вкусные как в свежем, так и в слегка замаринованном виде».
24 августа 1883 года в Перми чествовали Ивана Флоровича Грацинского. Родившись в 1800 году, он говорил: «Я живу с девятнадцатым веком». В Перми Грацинский почти 40 лет проработал директором мужской гимназии. Он прибыл в город на Каме в 1844 году, имея на тот момент двадцатилетний педагогический стаж. В Перми ему пришлось начать с восстановления гимназии, здание сгорело во время грандиозного пожара 1842 года.
Иван Флорович руководил постройкой нового корпуса на углу улиц Петропавловской и Сибирской (сейчас здесь находится корпус медицинской академии). Несколько лет директор собирал пожертвования на постройку при гимназии церкви и общежития для гимназистов и в 1862 году осуществил свою мечту. Он также собирал средства для вспомоществования бедным ученикам.
Иван Фролович совсем немного недоработал до 40-летнего юбилея на посту руководителя гимназии. В 1883 году при расследовании деятельности организации «Земля и Воля» жандармы решили провести обыск в гимназическом общежитии. Но Грацинский не допустил жандармов, сказав, что обыск проведет самостоятельно. При этом он предупредил об обыске своих подопечных. Эти действия были признаны «распущенностью», и директор был отправлен в отставку.
Однако общественность нашла повод чествовать учителя: 24 августа 1883 года в городе отметили 50-летний юбилей педагогической деятельности Ивана Фроловича. Гласные пермской думы наградили его званием почетного гражданина Перми, а бывшие ученики собрали 2,5 тысячи рублей, учредив стипендию имени Грацинского. Его портреты повесили в залах мужской и женской гимназий.
Через три года учитель скончался и был похоронен на Архиерейском кладбище за счет городской думы. Гроб с телом покойного провожали более тысячи пермяков. Позже ему был воздвигнут памятник на средства, собранные выпускниками гимназии по подписке. Среди жертвователей были известные граждане Перми: А. А. Дмитриев, Н. Г. Славянов, И. И. Любимов, Н. В. Мешков.
28 августа считается датой основания городского парка имени Горького. Место отдыха образовалось из бульвара, заложенного в 1804 году по предложению пермского губернатора Карла Модераха. Были посажены четыре линии берез, между которыми оставили широкую дорогу для проезда экипажей, а по сторонам две аллеи для пешеходов. Бульвар соединял Сибирский и Казанский тракты и проходил там, где сейчас расположен Центральный рынок. Этим бульваром город начинался и заканчивался.
Так образовался Загородный сад – любимое место прогулок пермяков. Позднее была построена ротонда, установлена открытая сцена, летнее помещение клуба с буфетом, бильярдом, комнатами для игры в карты, кегельбаном. В 1887 году сад был огорожен деревянной ажурной изгородью и имел, как и сейчас, три входа. Главным был вход со стороны улицы Сибирской.
Посещения сада были платными, пять дней в неделю здесь играл оркестр. В 1890-е годы были высажены клены, лиственницы и кедры. В советское время Загородный сад переименовали в Красный. В 1936 году, как и еще пять парков – в Москве, Казани Ростове-на-Дону, Самаре и Таганроге – пермский получил имя знаменитого писателя Максима Горького.
В 1958 году сад был обнесен металлической решеткой, выполненной по проекту архитектора Г. К. Яковлевой. Городской парк остается любимым место семейного отдыха. Здесь работают аттракционы, проводятся городские и корпоративные праздники, концерты.
18 (30) августа 1887 года Пермь вошла в историю как свидетель первого метеорита, который назвали Оханским по месту падения. Это был крупнейший каменный метеорит, которые когда-либо падал на Землю к тому времени. Подробное описание события дал П. И. Кротов, геолог, профессор Казанского университета.
«Это явление было наблюдаемо в Перми. Здесь, в 12 часов 40 минут пополудни, в тихий, ясный, солнечный день некоторые заметили, что «южнее зенита» падает в наклонном положении, в направлении с Востока на Запад, большая светящаяся масса, оставлявшая за собою громадный сноп искр и струю белого дыма в виде облака. Через 2-3 минуты после этого в Перми слышали глухой раскат грома. То же явление было замечено с парохода», – писал ученый.
Метеоритный дождь пролился на Оханский уезд Пермской губернии. Очевидцами полета и падения стали крестьяне села Таборы. Раздался страшный громовой удар, вызвавший содрогание оконных рам и произведший подавляющее впечатление на животных и людей. Они наблюдали, как над Камой пролетел со страшным треском большой огненный шар, оставлявший за собою искры и дым. От шара отделилась блестящая часть, пролетевшая в направлении Оханска.
Рухнув вниз, аэролит раскололся на множество кусков общим весом полтонны. 19 августа осколок был извлечен из земли волостными властями в присутствии местных жителей и в тот же день доставлен в уездный центр. Исследованием аэролита занимались студенты Петербургского университета под руководством Д. И. Менделеева. Они выполнили химический анализ собранных образцов.
Каменный дождь под Оханском дал начало новой науке – метеоритике. Осколок метеорита можно посмотреть в Музее пермских древностей. В месте падения сразу же была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Сейчас здесь установлен памятный крест.
4 августа 2006 года в Перми открылся первый этнофутуристический фестиваль «Камва» (12+). Название фестиваля было сложено из названия реки и окончания «ва», что с коми-пермяцкого переводится как вода. Площадками фестиваля тогда стали санатории Демидково и Усть-Качка, архитектурный музей «Хохловка», стадион «Юность». Показ этнографических фильмов проходил в кинотеатре «Премьер», концертную часть принимали клубы и рестораны Перми.
Фестиваль сразу понравился молодежи и заслужил сравнения с легендарным Вудстоком. Со временем «Камва» стала брендом Перми. О фестивале узнали в международном этнографическом сообществе, и последующие тринадцать лет на «Камву» стекались художники, музыканты, дизайнеры, культурологи. В рамках фестиваля проходили научные дискуссии, дефиле этномоды, перформансы, конкурсы национальной кухни, выставки и велопробеги. Фестиваль обращался к коренной традиции территории: здесь регулярно представляли аутентичные коллективы из сел и деревень Пермского края.
С легкой руки основателя «Камвы» Натальи Шостиной, пермский звериный стиль стал еще одним узнаваемым брендом региона. Его часто применяют в оформлении города и городских проектов. Музыкальная ткань фестиваля плелась из фолка, world music, инди, аутентики и электроники. Каждый год «Камва» открывала новые имена среди российских и зарубежных исполнителей, для которых это зачастую была первая встреча с Россией. Последний фестиваль «Камва» прошел в 2018 году и растворился в сердцах его участников и поклонников.
20 августа 1928 года швейная фабрика «Пермодежда» выдала первую продукцию. Предшественником фабрики был организованный в 1922 году «Коллектив безработных», состоявший из 50 портных. Они шили одежду на заказ из материалов клиента. Каждый мастер отшивал изделие полностью, от начала и до конца. В 1928 году на базе артели безработных было организовано первое пермское швейное предприятие – фабрика «Пермодежда».
Пять лет спустя ввели разделение труда: каждый работник стал выполнять определенные операции. Основным ассортиментом было белье, хлопчатобумажные костюмы, рабочие спецовки, брезентовые плащи и рукавицы. В 1950-е годы на фабрике появились электрические швейные машины. На их базе организовали конвейер и добавили в номенклатуру изделий пальто и костюмы из шерстяных тканей.
В 1969 году фабрика переехала в новое здание по улице Лодыгина, 29, где находится и сейчас. В пятиэтажном корпусе работали две тысячи швей и закройщиков. Техническая реконструкция фабрики пришлась на 1990 год. Поступило новое зарубежное оборудование, что позволило изменить товарный вид продукции, приблизив ее к мировым стандартам.
Сейчас Объединение «Пермодежда» занимается выпуском профессиональной, форменной и корпоративной одежды, а также средств защиты, одежды для туризма, рыбалки и охоты. Большая часть продукции изготавливается из сырья отечественных производителей и поставляется клиентам из России и стран Таможенного союза.
4 августа 2007 году в Перми состоялся первый военно-исторический фестиваль. Спустя 15 лет участие в ежегодном ристалище принимают клубы исторической реконструкции из Перми, Екатеринбурга, Уфы, Челябинска, Тольятти, Петербурга, Кирова, Ижевска, Новосибирска, Самары и других городов. Фестиваль традиционно проводится в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка», где и ландшафт, и старинные постройки служат декорациями к театрализованному действу.
Программа каждого фестиваля разнообразна: это и средневековые бои, турниры по стрельбе из лука, тушение пожара по правилам XIX века, условные бои времен Первой мировой, гражданской и Великой отечественной войн, турниры по историческому фехтованию. На фестиваль привозят боевые машины: пушки, танки, мотоциклы. Все свое обмундирование реконструкторы изготавливают сами по музейным экспонатам, рыцарские доспехи куют кузнецы.
Историческая реконструкция касается не только военного дела. Любители истории могут посетить типографию XV века и медсанбат 1943 года, сделать набойку и отчеканить монету, пострелять из лука и арбалета, примерить гусарский ментик, пройти по Хохловскому заливу на древнерусском ушкуе. Сами реконструкторы живут в палатках на территории музея, а места вокруг занимают палатки зрителей. Музыкальная программа включает солдатские и казачьи песни, советскую патриотическую и военную песню.