СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
15.01.2025
16+
Архив

Пермские медики в тыловых госпиталях вернули в строй троих из каждых четверых раненых

Пермские медики в тыловых госпиталях вернули в строй троих из каждых четверых раненых
В дни празднования 78-й годовщины окончания Великой Отечественной войны мы вспоминаем такую долю вклада пермяков в дело общей Победы, как исцеление раненых и общее развитие военной медицины, в котором наши земляки, как оказалось, преуспели.

В дни празднования 78-й годовщины окончания Великой Отечественной войны мы вспоминаем такую долю вклада пермяков в дело общей Победы, как исцеление раненых и общее развитие военной медицины, в котором наши земляки, как оказалось, преуспели.

В нашем глубоко тыловом регионе не только выхаживали и возвращали красноармейцев в строй, но и разрабатывали и совершенствовали методы лечения ран и контузий.

Эвакогоспитали во время Великой Отечественной функционировали во всех городах, а также в ряде сел Молотовской области. В них получили помощь до полумиллиона красноармейцев, в их деятельности на добровольных началах участвовали тысячи жителей региона, в том числе и дети: помогали ухаживать за ранеными, писали за них письма родным, выступали с номерами художественной самодея­тельности.

Первая партия раненых – 250 бойцов – прибыла в Молотов 27 июля 1941 года. Принял их эвакогоспиталь № 3147, развернутый на базе 2-й клинической больницы. Профессорско-преподавательский состав молотовских медицинского, стоматологического и фармацевтического институтов сразу включился в организацию помощи им. В инспекторском аппарате Молотовского эвакуационного пункта (МЭП-14) и в отделе гос­питалей областного отдела здравоохранения работали 13 профессоров мединститута и шесть доцентов вуза.

По данным пермского историка Виктора Ембулаева, всего в годы войны в Прикамье работало 149 госпиталей, из них в самом Молотове – тридцать. По восемь учреждений размещалось в Кунгуре и в Кизеле, в Кудымкаре и в Чусовом – по четыре, в Краснокамске – три. И так по всей облас­ти. Через них прошло более 473 тысяч солдат и командиров Красной армии.

Благодаря присутствию светил медицины работа молотовских госпиталей МЭП-14 отличалась высоким уровнем возвращения военнослужащих в строй и сравнительно низким уровнем смертности: до 76 процентов раненых вернулись в ряды Красной армии и продолжили воевать. Количество умерших от ран составило менее 1,5 процента.

Кроме того, что исцеляли и выхаживали раненых, в госпиталях Прикамья разрабатывали и совершенствовали инновационные методы заживления ранений и восстановления организма.

Профессор медицинского института Василий Модес­тов – начальник госпиталя № 3149 – внедрил в практику методики лечения раненых и больных минеральными водами, солями, а также продуктами нефти местного происхождения. Широкое применение нашли как в тылу, так и на фронте предложенные Модес­товым антисептические индивидуальные перевязочные пакеты и марлевые тампоны, пропитанные йодобромной водой. Только с ноября 1941 по июнь 1942 года было изготовлено около 300 тысяч таких пакетов.

На начальном этапе вой­ны серьезной проблемой была нехватка перевязочных средств и лекарств. Профессор Модестов предложил вместо ваты использовать целлюлозу, производимую бумажными комбинатами регио­на. Разработал метод изготовления мази Вишневского на турбинном масле.

Авторитетный хирург, профессор Борис Парин усовершенствовал операцию по методу Крукенберга, частично реконструируя руки у тех раненых, у кого ампутировали кис­ти, тем самым предоставляя людям, лишившимся на фронте рук, возможность трудиться.

Под руководством профессора Аркадия Фенелонова вырабатывались методы лечения ранений головного мозга. По уникальной методике пермских специалистов было успешно прооперировано более пяти тысяч тяжелораненых.

Софья Дворцева