Пермский конькобежец Михаил Козлов с огромным преимуществом выиграл два последних этапа Кубка России.
В рамках второго этапа на своем любимом челябинском льду Козлов не оставил никаких шансов своим соперникам, выиграв все спринтерские дистанции: на 1 и 1,5 километра и дважды пятисотметровку. А буквально на днях он вновь победил по сумме спринтерского многоборья на третьем этапе. Напомним, что Михаил Козлов является кандидатом в олимпийскую национальную сборную, поэтому уверенные кубковые победы, безусловно, увеличивают его шансы на поездку в корейский Пхёнчхан.
Вторые родители
— Михаил, успех спортсмена в равной степени разделяет его тренер. Расскажите о ваших наставниках, которые привели вас в национальную сборную.
— Нынешнюю сборную страны возглавляет Константин Полтавец, который долгое время жил и работал в Голландии. А Нидерланды, как известно, страна не только тюльпанов, но и мировых коньков. Полтавец занимался с Яном Босом, Свеном Крамером и другими звездами первой величины, обладает богатейшим опытом, знает современные методики и не боится радикальных решений.
Но даже находясь в стане сборной России, я по-прежнему в первую очередь ощущаю себя воспитанником пермской СДЮСШОР «Орленок» и подопечным тренеров Виктора Сивкова и Светланы Высоковой. Для меня как конькобежца они — второй отец и вторая мать!
— Вы спринтер, а Светлана Высокова выступала на длинных дистанциях. Чему же вы могли у нее научиться?
— Дело не в метрах-километрах. Просто Светлана Юрьевна для меня — образец спортсмена. И не только, наверное, для меня. Я ведь вместе с ней тренировался у Виктора Сивкова, когда она еще сама бегала на высоком уровне. В том числе и перед той самой Олимпиадой в Турине, на которой Высокова завоевала бронзовую медаль. Я всегда восхищался ее трудолюбием и упорством. Причем не только на ледовой дорожке, но и в обычной жизни. Светлана Юрьевна, словно старшая сестра, опекала молодых и неопытных спортсменов, подсказывала, что и где достать, что с собой брать на сборы — нитки-иголки, чашки-ложки... Казалось бы, бытовые мелочи, а как они запали в память и душу. В плане воспитания, отношения к любимому делу, собранности, житейской сметки — тут ей нет равных. Настоящая «школа Высоковой»! И я рад, что ее прошел.
Дружеская конкуренция
— Михаил, с вами в сборной России тренируется чемпион мира и олимпийский призер голландец Кун Вервей. Как приняли в команде чужака?
— Тяжеловато ему, конечно. Он все-таки пропустил практически два сезона. В силовой подготовке Кун пока отстает, однако парень берет свое за счет таланта. У голландцев умение хорошо кататься на коньках, похоже, вместе с материнским молоком впитывается. Техника у них — ну просто отличная!
— Конькобежные «бразильцы»?
— Что-то в этом роде. Бесспорно, есть чему у того же Вервея поучиться. К тому же он парень неплохой, открытый, всегда готов поделиться секретами. Так что вовсе он никакой не чужак теперь для российских конькобежцев — свой в доску. Думаю, его присутствие в российской сборной — большой плюс не только для него, но и для нас.
— А вообще в коллективе дружеская атмосфера? Конкуренция не портит человеческих отношений?
— Нет, что вы! Хотя в команде тренируются спортсмены разных поколений — молодые и уже заслуженные ветераны, такие как, к примеру, наш лидер Денис Юсков, — но все ровно общаются друг с другом, без всякого высокомерия.
Кстати, на последнем этапе Кубка мира в Калгари на коронной для Михаила Козлова дистанции 1500 метров победу праздновал Юсков, а вторым был стремительно набирающий форму на российских хлебах Кун Вервей. Теперь представляете, какую конкуренцию за место в составе сборной страны приходится испытывать Козлову?!
— Михаил, многие атлеты в зимних видах спорта откровенно бойкотировали прошлый сезон, выступая ни шатко ни валко. Дескать, год не олимпийский, поэтому, мол, зачем зря тратить силы…
— Прошлый сезон был не самым важным, это верно. Но только в соревновательной части. А в плане тренировочного процесса — тут совсем наоборот. Нельзя набрать идеальную форму к какому-либо крупному соревнованию, если будешь лениться, кататься, что называется, в полконька. Большой спорт не прощает подобной безалаберности.
— Михаил, а в Прикамье Козлова в ближайшем будущем кто-нибудь догонит?
— Безусловно, в нашем крае есть перспективные ребята. Вот только не буду их заранее хвалить, чтоб не сглазить. А то ведь знаете, как часто юниоры перегорают? Блеснет, выиграет несколько молодежных стартов, зазвездит и погаснет…
— Может, тут дело не только в них самих, но и в тренерах?
— Конечно. Меня тренеры никогда не торопили — в юношах ведь я с трудом в топ-20 попадал на российских соревнованиях. Но Сивков и Высокова успокаивали: не спеши, дескать, всё у тебя будет — и результат, и слава, и медали. Они постепенно подводили меня к важным стартам, не штурмуя подготовку. Берегли меня. А есть и такие наставники, как их называют, «летсгоу-комоны», которые только и знают: «Давай! Вперед!» Ну дают первое время, а вскоре сдуваются…
Зрелый патриотизм
— Скорость спортсмена напрямую зависит от условий, которые ему созданы. Как дела с конькобежной инфраструктурой в Прикамье?
— На конечный результат равноценно влияет целый ряд факторов: лед, который бывает «быстрый» или «медленный», инвентарь — сталь, использованная при изготовлении лезвий коньков, или материал, из которого пошиты комбинезоны. А еще питание, технологии, методики тренировок — всё это дает дополнительные секунды или, наоборот, отнимает их.
В плане спортивной инфраструктуры Пермь, безусловно, на хорошем счету, но пока далеко не центр конькобежного спорта в России. Дело в том, что есть одна большая проблема — в городе нет крытого катка. И это отталкивает наш регион назад в развитии коньков, в отличие, к примеру, от Коломны или Челябинска.
Считаю, что Перми нужен не только футбольный и легкоатлетический манежи, но и крытый ледовый конькобежный стадион. У нас же масса поклонников этого зрелищного вида спорта! Будет каток — начнем спокойно тренироваться дома, к нам будут приезжать именитые спортсмены, что, согласитесь, совсем неплохо для обмена опытом. Да и для бюджета нашего, кстати, заметное подспорье…
— Михаил, часто бывает, что спортсменам приходится менять спортивное гражданство, принимая более выгодные предложения из других городов, регионов и даже стран. Вы когда-нибудь стояли перед подобным выбором?
— Даже не рассматриваю таких предложений. Я люблю свой город, в Перми мой дом, моя семья, здесь живут мои близкие, друзья. Конечно, можно пойти по легкому пути — уехать туда, где сулят золотые горы, молочные реки и кисельные берега. Но для меня важнее остаться с теми, кто меня вырастил, кто воспитал во мне спортсмена. Зато и результат от проделанной работы намного ценнее. И растет уважение к самому себе — за то, что ты всё делаешь для продвижения родного города и края в мире спорта.
Текст: Максим Шардаков
Фото: Владимир Бикмаев