СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
10.05.2024
16+
Архив

«Нужно учиться у своих детей». Четыре урока Анны Ярушиной, пермского педагога с 54-летним стажем

«Нужно учиться у своих детей». Четыре урока Анны Ярушиной, пермского педагога с 54-летним стажем

Урок первый: истоки

В доме Анны Ивановны взгляд притягивают несколько фотографий. Пейзаж — зелёные берега тёмной ленты-реки — и чёрно-белый послевоенный снимок семьи на фоне бревенчатого дома. Здесь, на берегу Сылвы, в деревне Тарасово Суксунского района родилась и выросла Анна Ярушина, в девичестве — Кузнецова. Школы в деревне не было. Дети ходили учиться пешком в соседнее поселение за несколько километров. Когда началась война и отец Анны ушёл на фронт, ей было 13 лет.

— Меня отправили к дедушке и бабушке в Свердловскую область, — рассказывает Анна Ивановна. — Школа располагалась в 60 километрах от посёлка, поэтому я училась дома самостоятельно, а дедушка отвозил меня сдавать контрольные работы, зачёты и экзамены. До сих пор помню, как однажды на уроке физики весь класс смеялся, когда я рассказывала об устройстве ламп накаливания: «…чтобы дольше дюжили». Училась-то хорошо, а говорила по-деревенски. Преподавали эвакуированные из Ленинграда учителя. Их интеллигентная манера общения, хороший вкус, знания, эрудиция стали примером на всю жизнь. Мне вообще в жизни повезло встретить много прекрасных людей — каждый как драгоценный клад. Думаю, педагогу важно себя настроить учиться на протяжении всей жизни — и у взрослых, и у детей.

Урок второй: память

Анна Ивановна не один десяток лет проводит для школьников «уроки мужества», рассказывает о жизни в военные годы, о земляках, чьи имена вошли в историю. Среди раритетных фотографий есть у Анны Ивановны набор открыток, которыми она особенно дорожит.

— Войну вспоминать тяжело. На станции Шамары стояли санитарные составы с ранеными, пропускали на запад поезда с техникой. Жители посёлка шли к составам, несли вязаные носки, варежки, шарфы, еду — всё, что только могли отдать для фронта. Близко подходить к вагонам запрещалось, но один военный неожиданно подошёл, взял меня за руку и подвёл к раненому. Смотрю: нет обеих ног, нет одной руки. Тянет руку мне: «Как тебя зовут? Передай всем, пусть знают, победа будет за нами. Учись. Вам, детям, восстанавливать хозяйство, когда война закончится…» Я слушала его и чувствовала, как колени трясутся, слёзы наворачиваются… В это время немцы подступали к Москве, а этот солдат говорил о победе — как верили люди! Тот фронтовик, который подвёл к раненому, дал мне на память набор открыток. Разве забудешь такое…

Урок третий: движение вперёд

Во время учёбы в Пермском педагогическом институте на географическом факультете один из преподавателей ёмкой метафорой объяснил особенность будущей профессии: «Кто такой учитель? Это пловец, который в лодке плывёт по реке против течения. Для того чтобы двигаться вперёд, надо грести. Остановился — течением отбросит назад».

Первый год после окончания института дался трудно. По распределению Анна Ивановна работала в Суксуне, где ей поручили класс в деревенской школе. Спустя год Анна Ивановна уже руководила историко-географическим методическим объединением района. Позже переехала в Пермь. С 1968 года работала в школе № 130 (теперь — лицей № 4). Здесь впервые в крае была внедрена программа видеообразования, создана лаборатория с большой картотекой дидактических материалов. Это направление работы Анна Ивановна называет своим «третьим университетом». За пять десятков лет Анне Ивановне довелось работать с 11 директорами разных школ. Но свой подход к преподаванию принципиально сохраняла при любых условиях: главное — живое доверительное и честное общение с детьми.

Урок четвертый: искренность

О современных подходах в образовании Анна Ивановна знает, внедрение информационных технологий считает большим достижением, которое дает свободный доступ к нужным сведениям.

— Недавно я разговаривала с учениками 11-го класса, — говорит Анна Ивановна. — Задала им вопрос: «Что даёт вам Интернет— информацию или пищу для размышлений?» Ребята ответили: «Информацию. А думать побуждают общение и хорошие книги». И они правы. Быстро найти информацию — это важно, но чтобы изучать жизнь, нужно научиться думать.

По этой же причине Анна Ивановна критически воспринимает внедрение ЕГЭ. По её мнению, тесты — это контроль для самого учителя: чему ты научил? А такие навыки, как способность самостоятельно находить решение, анализировать, излагать собственное мнение, развиваются у детей благодаря другим формам проверки знаний.

Однако формы и системы образования неизбежно изменяются со временем. Самое ценное неизменно — доверительные отношения с ребёнком. Как их сохранить?

— Только неподдельной любовью и полным вниманием, — считает Анна Ивановна. — Дети чутко чувствуют фальшь. Хотите воспитать человека, который к вам будет относиться с любовью и уважением? Не командуйте. Учитесь у своего ребёнка. Дети видят сердцем. Если вы искренни, если вы вместе с ребёнком, тогда он будет вам доверять.

Текст: Мария Трокай

Фото: Владимир Бикмаев