СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
24.11.2024
16+
Архив

Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина: «Профессия не даёт педагогу расслабляться и стареть»

Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина: «Профессия не даёт педагогу расслабляться и стареть»
Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Тем самым хотят подчеркнуть особый статуса педагогов, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Что это значит для отрасли и педагогического сообщества, в программе «Так и запишем» на волне радиостанции 91,2 Fm (16+) рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.

Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Тем самым хотят подчеркнуть особый статуса педагогов, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Что это значит для отрасли и педагогического сообщества, в программе «Так и запишем» на волне радиостанции 91,2 Fm (16+) рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.

– Раиса Алексеевна, какое значение вы придаете Году педагога?

– Впервые анализу наших проблем и достижений посвящен не день профессионального праздника, а весь год. Уже пять месяцев мы ощущаем особое отношение к нашему сообществу. Недавно состоялся педагогический этнофест: наши коллеги путешествовали по Каме на теп­лоходе, посетив ряд городов, привезя массу положительных эмоций и желание работать более плодотворно на благо семьи, региона и своих воспитанников. Коллеги обрели мощный положительный заряд на несколько лет вперед. Сама идея принадлежала краевому профсоюзу и самим педагогам. Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин инициативу поддержал, и образовательное путешествие состоялось за счет средств краевого бюджета.

Год привлек внимание к особенностям профессии. Важно, чтобы в обществе поняли: стать учителем – это не просто получить профессию для жизни. Она поможет прожить особую жизнь. Я много лет проработала в школе и скажу, что это особая сфера деятельности – в постоянном движении, в общении с молодежью. Она не дает педагогу расслабляться и стареть, но вдохновляет на развитие и совершенствование. Это замечательная жизнь, и мы показываем, что быть учителем – достойно и интересно. Поэтому и мероприятия в рамках года утвердили интересные.

Кроме этнофеста мы отпраздновали финал конкурса «Учитель года» с награждением победителей. У нас действует замечательный педагогический форум «Все в digital», который мы ожидаемо посвятили Году педагога и наставника. Из планов выделю летнюю и зимнюю школы для учителей, где наши коллеги обменяются опытом, методиками, наблюдениями и выводами. Кроме этого, в октябре состоится Большая олимпиа­да по технологии с участием коллег со всей страны, в том числе и министров образования.

Нашему краю, в котором развивается образование и наука, есть что показать и чем привлечь. По итогам года ожидаем увидеть приток молодежи, пожелавшей стать учителями, в педагогический университет. На этот год увеличены контрольные цифры приема. Будущих педагогов ждет вуз, в котором много изменений: от наружного облика до уникального оборудования в учебных помещениях.

– Профессия учителя – уважаемая, но трудная. Студенты знают, что их ожидает? Есть ли проблема кадров?

– Каждый день работы учителем – испытание. Три десятка учеников, по шесть уроков ежедневно – действительно нелегко. Мы об этом говорим, да и студенты после практики все понимают. Тем не менее по окончанию вуза в профессию идут от 60 до 70 процентов выпускников, и это хороший показатель. В других профессиях встречаются куда более скромные показатели. Что касается процента педагогических вакансий в общеобразовательных организациях, то он составляет полтора процента.

Много это, или мало? По сравнению с медициной или промышленным производством вроде неплохо. Но, когда в школе у твоего ребенка нет учителя физики – это катастрофа. У нас в отличие от многих других профессий нет возможности безболезненно подменять работников. Педагог нужен на рабочем месте постоянно в течение всего учебного года. Поэтому мы боремся за каждого учителя, за укрепление его статуса. Как ни странно, самый большой дефицит кадров отмечается в крупных городах: в Перми, Соликамске, Березниках. Проблему решаем. Есть программа «Земский учитель», адресованная выпускникам вузов и другим учителям, желающим переехать работать в сельскую местность. Запускается краевая программа по предоставлению земельного участка. Учителя могут им распорядиться как посчитают нужным, например, построить дом.

– Что еще интересного планируете в Год педагога?

– В рамках Года уже состоялся форум цифровых технологий, межрегиональный форум «Все звезды в гости к нам». Приехали к нам двадцать лидеров всероссийского конкурса «Учитель года», поделились мастерством. Нужно проводить встречи регулярно, они привносят искру новизны в каждодневный труд. Работает межрегиональный проект Коворкинг-центр совета молодых педагогов «Старт в профессию». Готовим поощрение за участие в конкурсе «Учитель года», а также за достижения в педагогической деятельности. Если коллеги попадают в двадцатку лучших, они получают премию в 200 тысяч рублей. Если в число полусотни – то премия составит 50 тысяч рублей.

– Какие мероприятия приурочены к 300-летию Перми?

– Упомянутый форум «Все звезды в гости к нам» был посвящен 300-летию Перми. Было приятно, чтобы коллеги из Белгорода, из Камчатки и других городов давали уроки о Перми. Все планы согласовываем с губернатором Дмит­рием Махониным. На основе федеральной дорожной карты мы создали свою, обсудили ее с коллегами и утвердили у губернатора.

– Какие школы достраиваются в крае?

– Этот год стал самым урожайным на новые школы. Сейчас мы строим 22 школы, больше 10 планируем открыть в этом году. Речь идет о Кунгуре, там перегружены образовательные учреждения. Хорошая школа строится.

О школе на улицах Холмогорской и Кронштадтской в Перми, о школах в Лобаново, Култаево и Чернушке. Почти достроена школа «Точка». Это то, что строится с привлечением федеральных средств. Сами строим школы в Филипповке (Кунгурский округ), в Бардымском округе, в пермском микрорайоне Ива застройщик сдаст школу на 1626 мест с бассейном, с хорошими физкультурными залами и с лабораториями. Она востребована и будет заполнена полностью.

– Как обстоят дела со строительством авиационного техникума?

– Новое здание техникума осенью будет введено в строй. После приступим к капремонту прежнего здания.

– Студенческому кампусу уделяете максимум внимания?

– Да, это приоритетный проект для губернатора и краевого правительства. Его появление придаст новое качество социально-экономическому развитию региона. Кампус станет центром притяжения новых образовательных технологий. Рада, что в последние годы растет внимание к проблемам и достижениям системы образования и науки. Педагогическую общественность края объединяет участие в формировании цивилизованного развитого общества, в котором живут грамотные люди с высокими человеческими качествами. И Год учителя – тому подтверждение.

Сергей Маринцев