СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.04.2024
16+
Архив

В Прикамье планируют вернуть в оборот простаивающие земли сельхозназначения

В Прикамье планируют вернуть в оборот простаивающие земли сельхозназначения
Земля — это тот ресурс, который может помочь Пермскому краю стать богаче. Вот только распоряжаться им надо с умом

Земля — это тот ресурс, который может помочь Пермскому краю стать богаче. Вот только распоряжаться им надо с умом. К сожалению, в девяностые — двухтысячные годы часть аграрных предприятий разорилась, а их поля стали зарастать.

Возвращение этих заброшенных земель — один из самых важных на сегодняшний день вопросов для Прикамья. Вот и губернатор Пермского края Максим Решетников на встрече с аграриями отметил, что пустующие земли необходимо вовлекать в оборот:

— Федеральные земли сельхозназначения, которые не используются, мы будем изымать в край и на конкурсной основе вовлекать в оборот. Сегодня из 71 тысячи гектаров федеральных земель в оборот вовлечены только 33. Я обсудил вопрос о передаче федеральных земель с Дмитрием Анатольевичем Медведевым и нашел у него понимание. Также мы намерены вернуть в оборот частные земли, которые не используются и зарастают. К 2022 году площадь используемых земель сельхозназначения в регионе необходимо увеличить на 20 процентов.

Зачем нужна инвентаризация?

По данным Пермского государственного центра агрохимической службы, общая площадь сельхозугодий у нас в крае — 2,069 миллиона гектаров, из которых пашни — 1,627 миллиона гектаров. При этом 603 тысячи гектаров пашни на сегодняшний день не используются. Хотя цифры эти не окончательные. В настоящее время проводится полная инвентаризация земель сельхозназначения, которая должна закончиться осенью следующего года. Работа эта очень масштабная и тяжелая, особенно если учесть, что никакой государственной программы — а значит, и финансирования — по этому вопросу нет. Занимаются инвентаризацией органы местного самоуправления, то есть муниципальные районы и поселения в них. Да и кому, как не им, знать те земли, на которых они находятся! А возглавляет и координирует эти работы министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

В результате этой инвентаризации станет понятно, сколько точно у нас сельхозугодий, как много из них обрабатывается, а какие площади не используются. А в неиспользуемых — сколько заросших сельхозугодий и насколько целесообразно вводить их обратно в оборот. Так, если пашня не используется в течение двух лет, то примерная стоимость возвращения в оборот каждого гектара составит 4 тысячи рублей; если ее не обрабатывать в течение 2—10 лет, то придется затратить до 11 тысяч рублей на каждый гектар. А бывает и так, что поля, на которых уже растут деревья и кустарники, лучше перевести в земли запаса в связи с тем, что для введения их в оборот потребуются такие затраты, что это становится экономически нецелесообразно. В некоторых случаях, например, придется для этого затратить до 60 тысяч рублей на каждый гектар. Кстати, определить, какие будут затраты на введение земли в оборот, — это тоже задача инвентаризации.

Дела судебные

У большинства неиспользуемых земель есть хозяева. Однако — в зависимости от того, как оформлено право собственности на них, — участки условно можно разделить на две части. В первом случае они полностью сформированы, то есть имеют четкие границы, и право собственности оформлено на одного человека или организацию. Во втором — это бывшие паи, поэтому собственность долевая, причем каждая доля (пай) не выделена в натуре, то есть ее невозможно определить физически в составе участка. И то, как оформлена земля, играет решающую роль при ее изъятии в том случае, если участок не используется по своему прямому назначению.

В законе механизмы изъятия земли прописаны, но они очень сложные. Так, для того чтобы ввести в сельскохозяйственный оборот невостребованные доли, существует специальная процедура. Не позднее чем за три месяца до общего собрания собственников земельного участка муниципалитет, который и является инициатором, должен дать информацию об этом в СМИ и другими доступными средствами, чтобы все заинтересованные лица были уведомлены, когда и где будет проведено это самое собрание по данному конкретному участку. Далее, когда все владельцы долей соберутся, устанавливают по списку, какие доли невостребованны. Как только это будет установлено, списки заносятся общим собранием в протокол. Только после этого администрация района или поселения обращается в суд с тем, чтобы он зарегистрировал за муниципалитетом право собственности на эти невостребованные доли. После вступления в силу решения суда можно приступать к межеванию, а уже потом вводить землю обратно в оборот. Согласитесь, процедура длительная и ресурсозатратная. Однако, используя именно этот механизм, удается всё же часть заброшенных земель сдать в аренду или продать эффективному собственнику, который будет ее использовать по прямому назначению.

А вот с теми участками, где границы определены и собственник известен, совсем беда. По закону такой неиспользуемый земельный участок можно изъять в принудительном порядке через надзорные проверочные мероприятия. Для этого источник информации — а это может быть как любой гражданин, так и любое государственное учреждение, — должен сообщить о нарушении в орган государственного земельного надзора. На территории Пермского края эту функцию выполняет Управление Россельхознадзора по Пермскому краю, специалисты которого должны провести внеплановую проверку. Если выяснится, что земля действительно не используется, они этот факт фиксируют и выдают предписание собственнику с тем, чтобы он устранил данное нарушение. Срок, в который необходимо устранить нарушение, законом не регламентирован, но по сложившейся практике составляет 100 дней. За это время собственник должен предпринять какие-то действия для введения земли сельхозназначения в оборот.

После назначенного срока проходит вторая внеплановая проверка, в ходе которой смотрят, как исполнено данное предписание. Если ничего не сделано (а чаще всего так и бывает), заводится административный материал, который отправляется в два ведомства: в министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края и в Управление Росреестра по Пермскому краю. Министерство сельского хозяйства и продовольствия как уполномоченный орган должно в течение двух месяцев после поступления материала от Управления Россельхознадзора выйти в суд с иском об изъятии этого участка. А Управление Росреестра должно наложить запрет на совершение регистрационных действий с этим участком с тем, чтобы его не могли продать новому собственнику.

Ввод земель в оборот не самоцель

Почему в последнее время вопрос ввода земель сельхозназначения обратно в оборот стоит так остро? Дело в том, что многим крупным сельхопроизводителям для развития производства остро не хватает земли. Дефицит земли наблюдается в Кунгурском, Пермском, Сивинском, Карагайском и других районах края. Вот здесь-то в первую очередь и пытаются забрать землю у нерадивых собственников и отдать ее эффективным землепользователям. Просто так вводить землю в сельхозоборот там, где она невостребованна, скорее всего, нецелесообразно.

Основная задача здесь другая: дать возможность развиваться производителям сельскохозяйственной продукции — как крупным, так и мелким. Конечно, в районах, где работают крупные аграрные предприятия, малому бизнесу на селе уделяют не очень много внимания. А вот для наших северных районов, там, где крупного агробизнеса просто нет, они спасение. Так что работа по этому вопросу предстоит большая и практически во всех районах края. Главное здесь — чтобы законодатели не остались в стороне и так изменили процедуры изъятия необрабатываемых земель, чтобы этот процесс стал проще и значительно ускорился.

Текст: Ирина Костарева

Фото: Владимир Бикмаев