СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
20.05.2024
16+
Архив

В Прикамье отметили 125 лет со дня рождения прозаика Ивана Реутова

В Прикамье отметили 125 лет со дня рождения прозаика Ивана Реутова
Иван Тимофеевич Реутов – чусовской прозаик, хорошо известный в Прикамье в 1950-х годах. В историю советской литературы Реутов вошел благодаря его рассказу «Встреча» (12+).

Иван Тимофеевич Реутов – чусовской прозаик, хорошо известный в Прикамье в 1950-х годах. В историю советской литературы Реутов вошел благодаря его рассказу «Встреча» (12+), который вызвал диспут о «правде жизни на войне» с будущим великим русским писателем Виктором Астафьевым.

Сложный диалог этот состоялся на первом же заседании легендарного литературного кружка при газете «Чусовской рабочий» (16+) 1 декабря 1950 года. Именно благодаря той встрече Виктор Астафьев дебютировал на литературном фронте, создав своего первенца – рассказ «Гражданский человек» (12+) буквально за одну ночь, следующую после спора с Иваном Тимофеевичем.

ГОРОД ГЕНИЕВ

В 1950-е годы в Чусовом сложилась поистине «критическая масса» литераторов – бывших фронтовиков, рабочих и организаторов военного производства, которые объединились в литературный кружок. Виктор Белугин – металлург, автор книги «Родная стихия» (12+), изданной в Москве. Виктор Попов, редактор газеты «Металлург» (16+). Детский поэт Алексей Скачков – будущий кандидат философских наук, доцент Пермского пединститута. Литературные работники газеты «Чусовской рабочий»: машинист электровоза Сергей Балахонов и электросварщик Аркадий Никольский. Главный инженер Чусовского металлургического завода Саул Сапиро, который литературной деятельностью начал заниматься еще в 1924 году и стал автором 40 рассказов, повестей и романов («Инженеры» (16+), «Кривая инженера Стрепетова» (16+), сценарий телефильма «Каждый день» (16+)).

Их произведения печатались в альманахе «Прикамье» (16+) и в других художественно-литературных сборниках. Да и родная газета «Чусовской рабочий» постоянно сообщала читателям о всех заседаниях литкружка, визитах пермских писателей и, конечно, размещала стихи и прозу местных авторов. Если учесть, что «Чусовской рабочий» тех лет выходил пять раз в неделю, то можно понять, какое это было подспорье для чусовских мастеров пера.

«Этот город отличала непобедимая тяга к чтению и сочинительству, из него, этого городишки, вышло 10 членов Союза писателей!» – писал Виктор Астафьев в своем эссе «Город гениев» (12+). И возглавлял эту творческую массу инженер-майор в отставке Иван Тимофеевич Реутов.

РЕУТОВСКИЕ ВКЛАДЫ

Иван Реутов родился в 1898 году в семье машиниста паровоза в поселке при станции Чусовская Пермской железной дороги. В 1916 году, окончив Пермское техническое железнодорожное училище, он поступил на Чусовской металлургический завод и работал там токарем до 1918 года, когда ушел в Красную армию. Будучи начальником конной разведки полка, принимал участие в борьбе против Колчака. Став после демобилизации инженером-строителем, Реутов работал на 49 ударных стройках Урала. Пока снова не пришлось взяться за винтовку во время Великой Отечественной войны.

В 1949 году он по болезни уходит в отставку и возвращается в родной Чусовой, где принимается за кипучую литературную работу и уже через два года объединяет вокруг себя литературные силы Чусового. Как и Саул Сапиро (к слову, отец будущего профессора экономики, спикера Законодательного собрания Пермской области, министра РФ по делам национальнос­тей Евгения Сапиро), Иван Реутов был ярким представителем соцреализма в художественной литературе Чусового и Перми.

Виктор Астафьев не сразу отмежевался от соцреализма и не с первых строк определил свою позицию в литературе. Что же тогда сыграло определяющую роль в его позднейшей «локации», сделавшей его одним из лидеров отечественной литературы? Ведь поначалу у них был даже один и тот же первый редактор – незабвенная Клавдия Рождественская. Может повлияли разные военные звания в «табели о рангах» горячего послевоенного времени: Виктор Астафьев был рядовым, Реутов – офицером, а Саул Сапиро – вообще генералом в штатском. Как известно, и в военной прозе тех лет было некое разделение жанров на «окопную правду» и «лейтенантскую прозу». Астафьеву была ближе правда окопная…

Если вспомнить слова пермского поэта Юрия Беликова в очерке «Дуэль длиной в жизнь» (16+), название главной книги Ивана Реутова «Уральский вклад» (12+) очень созвучно его необычному личному литературному вкладу: «Реутов разбудил Астафьева… Не услышь он этого пафосного сочинения, кто ведает, когда и при каких обстоятельствах аукнулся бы в нем код «Гражданского человека» и аукнулся бы с такой счастливой силой!»

Владимир Маслянка

Фото из фондов Литераторуного музея В.П. Астафьева в Чусовом.