Пожелавший остаться анонимным прикамский коллекционер дал Центральному выставочному залу Перми возможность использовать свой фолиант с работами Альбрехта Дюрера (1471-1528) для реализации уникального проекта «Дюрер ПРО».
Он мог передать все разнообразие мира в двух красках. Так говорили про одного из крупнейших европейских художников, механика, изобретателя, архитектора Дюрера, чьи самые известные работы сегодня экспонируются в пермском Центральном муниципальном выставочном зале. Экспозиция называется «Дюрер ПРО» (0+).
Хоть он и прославлен как родоначальник европейской акварели, живописи он предпочитал печатную графику. Это означало большие тиражи, большую известность, финансовую и творческую независимость. И немецкому мастеру с прижизненной мировой славой не было равных в гравировальном искусстве. Кстати, в прошлом году весь мир отмечал его 500-летие, а его шедевры на мировых аукционах в наши дни стоят миллионы долларов.
В каком-то смысле он и провозвестник современных медиа. С ксилографии (гравюра на дереве), техники, в которой он тоже творил, началась вся печатная эра человечества.
– Ксилография и гравюра в целом уже были тиражным материалом. Средство массовой информации той эпохи, – рассказывает пресс-атташе Центрального выставочного зала Ольга Анисимова. – Не все в те времена располагали доступом к книгам и к информации в целом. Главная ценность графики – в отражении реалий. Так что гравюры в то время можно приравнять к газетам. К тому же техника исполнения, эмоциональная составляющая в творчестве Дюрера были очень близки современникам.
Поэтому узнаваемы рыцари, изображенные с педантичной точностью для одной из книг для Максимилиана I, императора Священной Римской империи. Здесь же серия ксилографий «Апокалипсис» – очень актуальная тема для конца XV века, когда Европа в очередной раз ожидала конца света. Дюрер изобразил всадников, символизирующих войну, эпидемии, голод и смерть. И выглядят они не абстрактными, символическими образами, а как живые.
Здесь же монументальная гравюра «Триумфальная арка», исполненная художником по заказу того же Максимилиана, мифологические сюжеты о подвигах Геркулеса и Самсона, сцены из «Тайной вечери», серия «Святой Иероним»... Работы снабжены подробными аннотациями.
Дюрер показал современникам носорога – диковинного зверя, которого из европейцев тогда мало кто видел. И сам художник тоже его не видел, но изобразил так мастерски, что этот образ тиражировался в учебниках и научной литературе вплоть до XX века.
Словом, экспозиция представляет как самые известные работы классика, которые в силу своей популярности, кстати, часто подделывались, так и малоизвестные произведения. Неизданные или изданные малым тиражом и забытые, они были восстановлены печатниками уже двадцатого столетия.
– Увы, подлинных досок не сохранилось, – говорит Ольга Анисимова. – Специалисты воссоздали их, чтобы реконструировать первые иллюстрации комедий Теренция и поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», которые тоже представлены на выставке.
Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения. Дюрер самый крупный его представитель по масштабу дарования, по многогранности своих талантов. Он стоит в одном ряду с величайшими художниками Италии ХV-ХVI веков и признан одним из самых великих мастеров во всем мировом искусстве.
Создать несколько сотен произведений в разных жанрах и техниках: живопись, портреты, пейзажи, изображения животных – это еще не всё, что создал он за свои неполные 57 лет. Но Дюрер был не только художником. Он интересовался математикой, физикой, астрономией. Среди его работ карты звездного неба, Северного и Южного полушарий. Дюрер изучал анатомию, в экспозиции представлены цитаты из его трактата на эту тему.
Фортификация – еще одна дисциплина, в которой мастер проявил себя. Он написал трактат о том, как усовершенствовать крепости, чтоб они могли устоять против новейших пушек того времени. Говорят, его советами воспользовались фламандцы, которые восстали против испанской короны.
Художник одним из первых стал подписывать свои работы, создал жанр автопортрета и авторский логотип из своих инициалов. Как же бесценные ксилографии оказались на всеобщем доступе в Перми?
В руки искусствоведов попал коллекционный сборник Дюрера, созданный немецким экспертом по его творчеству Матиасом Менде в 1972 году. Этот фолиант, которым владеет пермский коллекционер, не пожелавший, чтобы его имя фигурировало в прессе, включает в себя все ксилографии Дюрера, в том числе самые ранние.
– И поскольку большая часть их ранее отпечатывалась, мы решили, что будет здорово показать пермякам творчество мастера в большом объеме. Поэтому наша экспозиция – не просто выставка, а художественно-просветительский проект, – убеждена Ольга Анисимова.
«Дюрер ПРО» знакомит не только с художественным наследием автора, но и с его личностью, семьей, окружением, наставниками, покровителями, рассказывает о технике ксилографии. Творения Дюрера можно рассматривать не только с точки зрения потрясающего мастерства, притягивающего к каждой детали на гравюре. Глубокий философский смысл, скрытый в каждой работе, позволяет воспринимать созерцание экспонатов как своеобразную медитативную практику.
Кстати, это не первое явление наследия классика пермской публике за последнее время. Некоторые работы Дюрера были представлены в 2021 году на выставке «Старинная гравюра и офорт XV–XX веков. Посвящение Строгановым», состоявшейся также по адресу Комсомольский пр., 10. А нынешняя выставка-проект ждет ценителей по 4 сентября.
Маргарита Неугодова