СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
24.11.2024
16+
Архив

Три кита «Млады» – первый успех они принесли в грозу

Три кита «Млады» – первый успех они принесли в грозу
Пермский академический хор «Млада» завершил свой концертный сезон премьерой программы «Счастье не за горами».

Пермский академический хор «Млада» завершил свой концертный сезон премьерой программы «Счастье не за горами».

Коллектив, которому не так давно исполнилось три десятка лет, двадцать из них живет и работает в статусе муниципального учреждения культуры.

Когда вспыхивает и оформляется новый культурный городской бренд, всегда любопытно – кто и что за ним стоит? Почему все устремились на эти концерты, которые вдруг стали так востребованы? Отчего выступления превратились в музыкально-поэтические спектакли, и они уже нечто большее, чем «просто концерт»? По каким законам развивается бренд? Что для этого нужно?

– Успех – это вдохновение, помноженное на трудолюбие, – говорит создатель и художественный руководитель бренда Перми «Хор Млада» Ольга Выгузова. – И всегда твоя личная, собственная дорога, по которой движешься путем озарений. Дело, без которого невозможно жить...

Кажется, «Млада» была всегда – в девяностые, когда без нее не обходился ни один городской концерт и ни один хоровой, в том числе международный, конкурс. В нулевые, когда коллектив приобрел статус муниципального учреждения культуры, работающего по принципу репертуарного театра и постоянно выезжающего на гастроли. В десятые годы XXI века, когда «Млада» стала регулярным гостем столичных музыкальных форумов, таких, как Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, мероприятий в Зале Чайковского, Большом зале консерватории и концертном зале Мариинского театра.

Но даже в статусе одного из сильнейших отечественных хоровых коллективов «Млада» все эти годы остается в Перми, позиционируя себя как пермский хоровой театр, который (если говорить о брендах) сейчас вызывает такой же интерес, как, например, деревянные боги или театр оперы и балета.

– А начиналось всё, Ольга Владимировна, с музыкальной школы...

- Почти всё и всегда начинается с домашнего музицирования. В детстве я даже не представляла, что человек может не уметь петь. В моей семье пели все: папа, мама, бабушка пела в хоре имени Пятницкого. Пели подголосочно, красиво...

Отец обладал очень красивым голосом – бас-баритоном. Он учился в Пермском музыкальном училище по классу вокала у педагога Е.А. Логвиновой, знал обширный репертуар. До недавнего времени у меня был сборник с репертуаром Фёдора Шаляпина, подаренный отцу Дмитрием Борисовичем Кабалевским с напутственными словами. Кто-то из учеников взял сборник попользоваться и не вернул. Может, случайно прочтет статью, услышит меня и вернет...

В 1989-м я пришла на работу в пермскую музыкальную школу №2 в Мотовилихинском районе. Только-только получила хоровое образование. Устроиться было очень непросто, поэтому поставили условие: через год подготовить детей на конкурс и выступить.

– Областной конкурс в Чайковском?

– Да. Никакой поддержки, наставничества. В сомнениях, без опыта работы, но сумевшая влюбиться в своих учеников, надеялась на «эмоциональную составляющую». В момент открытия фестиваля – гроза на стадионе. Ливень залил все костюмы, мы промокли до нитки, на нервной почве я потеряла голос. Но диплом Лауреата I степени придал сил. Среди членов жюри случилось явное замешательство – всегда же есть свои ставки, свои фавориты, а тут – мы, и нас никто не знает...

Но Юрий Чичков и Михаил Пляцковский, независимые эксперты (и советские классики!), выступили за нас. Очень скоро Млада стала непосредственно «Младой» – с самого начала у меня в голове был эстетический идеал звучания хора, и мы к нему шли.

А дальше – участь любого коллектива, который пробует «высунуться» своими творческими результатами. Cтала замечать запреты, статьи, в девяностые газета «Звезда» нас защищала... Пришлось уйти из школы в ДК имени Ленина. Шесть-семь лет работала на общественных началах.

– Одно из непременных условий бренда – его самобытность, оригинальность. Собственное лицо. На каких трех китах стоит «Млада»?

– Прежде всего, звук. Всю сознательную жизнь культивирую особый звук, отношусь к нему, как к живой субстанции, и знаю, как найти. Существует понятие – Mlada sound – определение, которое много лет назад дали члены жюри международного конкурса. Главной его характеристикой можно считать транспарентность, то есть, ясность, прозрачность, легкость звука. И есть принципы.

Поиск своего места в хоровой системе координат – это второе. Репетиции проходят обязательно энергозатратно. Чтобы душа «вспотела»... Физическая энергия обязательно трансформируется в духовную, потому такой «градус» на наших концертах... Наконец, мы поем наизусть. Основа «проживания» текста, как правило, делает более раскрепощенным общение с дирижером.

Есть и «третий кит» – репертуар! Репертуар пополняют Ольга и Яков Саравайские и Сергей Выгузов. Их уникальные аранжировки, написанные специально для «Млады», во многом и сделали наше имя. Без преувеличения, это – настоящие музыкальные шедевры, написанные очень деликатно по отношению к авторам. Наши аранжировщики по-человечески скромны, как те мастера, которые реставрируют произведения искусства.

Они редко говорят о себе, но делают великое дело – продлевают жизнь многим музыкальным шедеврам. Они знают возможности коллектива изнутри, дают мне полный карт-бланш в интерпретации, проверке на вкус, чувстве меры и т.д.

Это редкий счастливый в жизни коллектива момент – получить произведение, когда ты знаешь, что оно скоро заиграет другими гранями, обогатится тембрами и закрепится в репертуаре. Составляющих процесса много, но главное – это баланс всех элементов: средства, форма, содержание, внешний вид и многое другое. Всегда нахожусь в поиске интонируемого смысла.

– Как-то вы сказали: бывших младовцев не бывает. Кто поет в хоре сейчас?

– Хор смешанный, возраст – от двадцати двух до сорока. Молодые, азартные люди, у которых хобби совпало с профессией. Так же, как у меня. Сейчас диапазон «Млады» сравним с диапазоном симфонического оркестра. Когда из хора уходили первые выпускники, думала, что рухнуло все «здание» коллектива.

Но жизненный опыт и профессиональная закалка научили относиться к этому, как к неизбежному, а потом и естественному пути развития коллектива. С приходом новых артистов происходят новые вливания, время введения в партию укорачивается, сжимается профессиональный алгоритм.

Недавно расставались с одним из артистов – Андреем Тагировым, он у меня пел с семи лет. Решила – напишу письмо-прощание, чтобы не расплакаться. Написала, свернула лист в несколько раз, сижу, жду репетиции. На репетицию приходит Андрюша с мамой.

Каково было мое изумление, когда она достала точно такой же листок бумаги, сложенный в несколько раз, и с теми же словами «чтобы не расплакаться», зачитала его. Вот так мы обе прощались, благодарили взаимно жизнь, судьбу, «Младу», Андрюшу.

Конечно, мы поддерживаем отношения – «младовцы» в Москве, Санкт-Петербурге, других городах приходят на наши концерты. Вроде как и не уходили...

– В репертуаре «Млады» более десяти базовых программ, вы работаете по принципу репертуарного театра. О премьере последней, «Высоцкий», «Звезда» подробно писала. Как рождаются эти программы?

– Иногда легко, спонтанно, иногда мучительно, иногда вообще тебя изводят до изнеможения. Но это всегда озарение, а не вымученная или высосанная из пальца тема. Озарение, вспышка, основанная на интуиции (как известно, интуиция на пустое место не приходит!).

Иногда «звучит» в голове какое-то произведение, которое впоследствии может стать эпиграфом для всей программы, а может быть кульминацией, рефреном. Но всегда есть драматургия, элемент спектакля, «пружина»... В этом смысле мы давно вышли за рамки традиционного понимания хора и стараемся расширять границы жанра. Выступления – это всегда как живые весы; взвешиваешь всё – силы, возможности, «запас воздуха». Интерес зала.

После премьерного концерта, как правило, происходит качественный скачок. Это как ступенька вверх и стимул для роста. Музыка – такой организм, который тоже должен пройти путь, вызреть, «задышать», и должна появиться «инерция», – в хорошем смысле слова. Когда ты успеваешь не только грамотно и технично спеть, находясь в состоянии премьерного стресса, а прочувствовать всё от начала до конца, по возможности получить удовольствие.

Программа «От фолка до джаза» – наша главная «линейка» разностилевых и разножанровых возможностей «Млады».

– В этом сезоне хор успешно выступил на московском ХХI Пасхальном фестивале под руководством Валерия Гергиева. А это – четыре разные сценические площадки и сложный репертуар. Как началось сотрудничество с Гергиевым?

– «Млада» с самого начала работала с выдающимися музыкантами современности – Евгением Крылатовым, Юрием Башметом, Алексеем Сладковским, Татьяной Гринденко, Владимиром Мартыновым, Даниилом Крамером и другими. Узок круг этих профессионалов, и, видимо, слухами земля полнится.

А потом, русская хоровая музыка a capella – наше базовое направление. «Млада» исполняет духовную музыку также экспрессивно, эмоционально, как и все, что она исполняет. Четыре сольных концерта на четырёх разных площадках – это много для нескольких дней.

Музыкальное сообщество, кстати, отметило нашу певческую манеру, особенностью которого является тембр голоса – необходимое условие для интерпретации сочинений Рахманинова, Свиридова, Чайковского, Кастальского, Сидельникова. Мне кажется, у «Млады» более широкое понятие духовности...

И в храмах музыка по-другому воздействует на человека – влияют и архитектура, и иконы. И в нарушении всех канонов во время исполнения финала произведения Глинки «Славься» прихожане, например, аплодировали в такт музыке.

– Вы дали множество концертов – праздничных, премьерных, гастрольных, конкурсных... Какой из них врезался в память?

– 2012 год, Венгрия, город Дебрецен. В рамках международного хорового конкурса – посещение с концертом детского онкологического центра. Были выходные дни, и всех детей распустили по домам. Остался один мальчик с мамой.

Бледненький, лысенький после перенесенных процедур, он очень смутился, что в зале оказался с мамой один. Мы предложили им занять места поудобнее, и, не сократив ни на одно произведение, исполнили всю концертную программу…

После были самые «громкие» аплодисменты в нашей жизни…. В автобусе ехали молча, каждый думал о своем, бежали слезы.

– Все понимают, что «Млада» – это авторский, уникальный проект, за который, кстати сказать, вы были награждены Благодарностью Президента России.

– Да, это авторский проект. Если я решу заняться чем-то другим или завершить карьеру, то многое, конечно, в хоре сохранится, но это будет совсем другая история...

Записала Наталья Земскова
Фото из архива «Млады».

Справка
Пермский хор «Млада» родился на базе детской музыкальной школы №2 в 1989 году. С 2003-го – МУК (муниципальное учреждение культуры) Перми «Академический хор «Млада», работающий по принципу репертуарного театра. В его репертуаре – более двадцати музыкальных и музыкально-поэтических авторских программ, созданных специально для этого коллектива. Лауреат более тридцати международных фестивалей и конкурсов. Художественный руководитель – Ольга Выгузова, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии Пермского края в сфере культуры и искусства; награждена Благодарностью Президента России (2021 год).