Пермский академический хор «Млада» завершил свой концертный сезон премьерой программы «Счастье не за горами».
Коллектив, которому не так давно исполнилось три десятка лет, двадцать из них живет и работает в статусе муниципального учреждения культуры.
Когда вспыхивает и оформляется новый культурный городской бренд, всегда любопытно – кто и что за ним стоит? Почему все устремились на эти концерты, которые вдруг стали так востребованы? Отчего выступления превратились в музыкально-поэтические спектакли, и они уже нечто большее, чем «просто концерт»? По каким законам развивается бренд? Что для этого нужно?
– Успех – это вдохновение, помноженное на трудолюбие, – говорит создатель и художественный руководитель бренда Перми «Хор Млада» Ольга Выгузова. – И всегда твоя личная, собственная дорога, по которой движешься путем озарений. Дело, без которого невозможно жить...
Кажется, «Млада» была всегда – в девяностые, когда без нее не обходился ни один городской концерт и ни один хоровой, в том числе международный, конкурс. В нулевые, когда коллектив приобрел статус муниципального учреждения культуры, работающего по принципу репертуарного театра и постоянно выезжающего на гастроли. В десятые годы XXI века, когда «Млада» стала регулярным гостем столичных музыкальных форумов, таких, как Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, мероприятий в Зале Чайковского, Большом зале консерватории и концертном зале Мариинского театра.
Но даже в статусе одного из сильнейших отечественных хоровых коллективов «Млада» все эти годы остается в Перми, позиционируя себя как пермский хоровой театр, который (если говорить о брендах) сейчас вызывает такой же интерес, как, например, деревянные боги или театр оперы и балета.
– А начиналось всё, Ольга Владимировна, с музыкальной школы...
- Почти всё и всегда начинается с домашнего музицирования. В детстве я даже не представляла, что человек может не уметь петь. В моей семье пели все: папа, мама, бабушка пела в хоре имени Пятницкого. Пели подголосочно, красиво...
Отец обладал очень красивым голосом – бас-баритоном. Он учился в Пермском музыкальном училище по классу вокала у педагога Е.А. Логвиновой, знал обширный репертуар. До недавнего времени у меня был сборник с репертуаром Фёдора Шаляпина, подаренный отцу Дмитрием Борисовичем Кабалевским с напутственными словами. Кто-то из учеников взял сборник попользоваться и не вернул. Может, случайно прочтет статью, услышит меня и вернет...
В 1989-м я пришла на работу в пермскую музыкальную школу №2 в Мотовилихинском районе. Только-только получила хоровое образование. Устроиться было очень непросто, поэтому поставили условие: через год подготовить детей на конкурс и выступить.
– Областной конкурс в Чайковском?
– Да. Никакой поддержки, наставничества. В сомнениях, без опыта работы, но сумевшая влюбиться в своих учеников, надеялась на «эмоциональную составляющую». В момент открытия фестиваля – гроза на стадионе. Ливень залил все костюмы, мы промокли до нитки, на нервной почве я потеряла голос. Но диплом Лауреата I степени придал сил. Среди членов жюри случилось явное замешательство – всегда же есть свои ставки, свои фавориты, а тут – мы, и нас никто не знает...
Но Юрий Чичков и Михаил Пляцковский, независимые эксперты (и советские классики!), выступили за нас. Очень скоро Млада стала непосредственно «Младой» – с самого начала у меня в голове был эстетический идеал звучания хора, и мы к нему шли.
А дальше – участь любого коллектива, который пробует «высунуться» своими творческими результатами. Cтала замечать запреты, статьи, в девяностые газета «Звезда» нас защищала... Пришлось уйти из школы в ДК имени Ленина. Шесть-семь лет работала на общественных началах.
– Одно из непременных условий бренда – его самобытность, оригинальность. Собственное лицо. На каких трех китах стоит «Млада»?
– Прежде всего, звук. Всю сознательную жизнь культивирую особый звук, отношусь к нему, как к живой субстанции, и знаю, как найти. Существует понятие – Mlada sound – определение, которое много лет назад дали члены жюри международного конкурса. Главной его характеристикой можно считать транспарентность, то есть, ясность, прозрачность, легкость звука. И есть принципы.
Поиск своего места в хоровой системе координат – это второе. Репетиции проходят обязательно энергозатратно. Чтобы душа «вспотела»... Физическая энергия обязательно трансформируется в духовную, потому такой «градус» на наших концертах... Наконец, мы поем наизусть. Основа «проживания» текста, как правило, делает более раскрепощенным общение с дирижером.
Есть и «третий кит» – репертуар! Репертуар пополняют Ольга и Яков Саравайские и Сергей Выгузов. Их уникальные аранжировки, написанные специально для «Млады», во многом и сделали наше имя. Без преувеличения, это – настоящие музыкальные шедевры, написанные очень деликатно по отношению к авторам. Наши аранжировщики по-человечески скромны, как те мастера, которые реставрируют произведения искусства.
Они редко говорят о себе, но делают великое дело – продлевают жизнь многим музыкальным шедеврам. Они знают возможности коллектива изнутри, дают мне полный карт-бланш в интерпретации, проверке на вкус, чувстве меры и т.д.
Это редкий счастливый в жизни коллектива момент – получить произведение, когда ты знаешь, что оно скоро заиграет другими гранями, обогатится тембрами и закрепится в репертуаре. Составляющих процесса много, но главное – это баланс всех элементов: средства, форма, содержание, внешний вид и многое другое. Всегда нахожусь в поиске интонируемого смысла.
– Как-то вы сказали: бывших младовцев не бывает. Кто поет в хоре сейчас?
– Хор смешанный, возраст – от двадцати двух до сорока. Молодые, азартные люди, у которых хобби совпало с профессией. Так же, как у меня. Сейчас диапазон «Млады» сравним с диапазоном симфонического оркестра. Когда из хора уходили первые выпускники, думала, что рухнуло все «здание» коллектива.
Но жизненный опыт и профессиональная закалка научили относиться к этому, как к неизбежному, а потом и естественному пути развития коллектива. С приходом новых артистов происходят новые вливания, время введения в партию укорачивается, сжимается профессиональный алгоритм.
Недавно расставались с одним из артистов – Андреем Тагировым, он у меня пел с семи лет. Решила – напишу письмо-прощание, чтобы не расплакаться. Написала, свернула лист в несколько раз, сижу, жду репетиции. На репетицию приходит Андрюша с мамой.
Каково было мое изумление, когда она достала точно такой же листок бумаги, сложенный в несколько раз, и с теми же словами «чтобы не расплакаться», зачитала его. Вот так мы обе прощались, благодарили взаимно жизнь, судьбу, «Младу», Андрюшу.
Конечно, мы поддерживаем отношения – «младовцы» в Москве, Санкт-Петербурге, других городах приходят на наши концерты. Вроде как и не уходили...
– В репертуаре «Млады» более десяти базовых программ, вы работаете по принципу репертуарного театра. О премьере последней, «Высоцкий», «Звезда» подробно писала. Как рождаются эти программы?
– Иногда легко, спонтанно, иногда мучительно, иногда вообще тебя изводят до изнеможения. Но это всегда озарение, а не вымученная или высосанная из пальца тема. Озарение, вспышка, основанная на интуиции (как известно, интуиция на пустое место не приходит!).
Иногда «звучит» в голове какое-то произведение, которое впоследствии может стать эпиграфом для всей программы, а может быть кульминацией, рефреном. Но всегда есть драматургия, элемент спектакля, «пружина»... В этом смысле мы давно вышли за рамки традиционного понимания хора и стараемся расширять границы жанра. Выступления – это всегда как живые весы; взвешиваешь всё – силы, возможности, «запас воздуха». Интерес зала.
После премьерного концерта, как правило, происходит качественный скачок. Это как ступенька вверх и стимул для роста. Музыка – такой организм, который тоже должен пройти путь, вызреть, «задышать», и должна появиться «инерция», – в хорошем смысле слова. Когда ты успеваешь не только грамотно и технично спеть, находясь в состоянии премьерного стресса, а прочувствовать всё от начала до конца, по возможности получить удовольствие.
Программа «От фолка до джаза» – наша главная «линейка» разностилевых и разножанровых возможностей «Млады».
– В этом сезоне хор успешно выступил на московском ХХI Пасхальном фестивале под руководством Валерия Гергиева. А это – четыре разные сценические площадки и сложный репертуар. Как началось сотрудничество с Гергиевым?
– «Млада» с самого начала работала с выдающимися музыкантами современности – Евгением Крылатовым, Юрием Башметом, Алексеем Сладковским, Татьяной Гринденко, Владимиром Мартыновым, Даниилом Крамером и другими. Узок круг этих профессионалов, и, видимо, слухами земля полнится.
А потом, русская хоровая музыка a capella – наше базовое направление. «Млада» исполняет духовную музыку также экспрессивно, эмоционально, как и все, что она исполняет. Четыре сольных концерта на четырёх разных площадках – это много для нескольких дней.
Музыкальное сообщество, кстати, отметило нашу певческую манеру, особенностью которого является тембр голоса – необходимое условие для интерпретации сочинений Рахманинова, Свиридова, Чайковского, Кастальского, Сидельникова. Мне кажется, у «Млады» более широкое понятие духовности...
И в храмах музыка по-другому воздействует на человека – влияют и архитектура, и иконы. И в нарушении всех канонов во время исполнения финала произведения Глинки «Славься» прихожане, например, аплодировали в такт музыке.
– Вы дали множество концертов – праздничных, премьерных, гастрольных, конкурсных... Какой из них врезался в память?
– 2012 год, Венгрия, город Дебрецен. В рамках международного хорового конкурса – посещение с концертом детского онкологического центра. Были выходные дни, и всех детей распустили по домам. Остался один мальчик с мамой.
Бледненький, лысенький после перенесенных процедур, он очень смутился, что в зале оказался с мамой один. Мы предложили им занять места поудобнее, и, не сократив ни на одно произведение, исполнили всю концертную программу…
После были самые «громкие» аплодисменты в нашей жизни…. В автобусе ехали молча, каждый думал о своем, бежали слезы.
– Все понимают, что «Млада» – это авторский, уникальный проект, за который, кстати сказать, вы были награждены Благодарностью Президента России.
– Да, это авторский проект. Если я решу заняться чем-то другим или завершить карьеру, то многое, конечно, в хоре сохранится, но это будет совсем другая история...
Записала Наталья Земскова
Фото из архива «Млады».
Справка
Пермский хор «Млада» родился на базе детской музыкальной школы №2 в 1989 году. С 2003-го – МУК (муниципальное учреждение культуры) Перми «Академический хор «Млада», работающий по принципу репертуарного театра. В его репертуаре – более двадцати музыкальных и музыкально-поэтических авторских программ, созданных специально для этого коллектива. Лауреат более тридцати международных фестивалей и конкурсов. Художественный руководитель – Ольга Выгузова, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии Пермского края в сфере культуры и искусства; награждена Благодарностью Президента России (2021 год).