После недавнего празднования 299-го дня рождения Перми пришло отрадное известие, касающееся важного элемента архитектурно-исторического наследия города на Каме.
А именно: дачу купца, пароходчика, основателя Пермского университета Николая Мешкова, похоже, всё же станут в обозримом будущем приводить в приличное состояние, даже пригодное к эксплуатации.
Как стало известно «Звезде» из источников, близких к охране памятников, тульское бюро «Стройтехэксперт» готовит проект реставрации деревянного здания по улице Кировоградской, 178 (прежний адрес – Кировоградская, 162).
Самой реставрацией, когда до нее дойдет дело, будет заниматься городской центр охраны памятников. Ему придется отбирать подрядчиков и контролировать процесс.
Кстати, аналогичные работы идут сейчас на даче пермского городского головы (в 1893–1898 годах), главы единственной в своем роде городской театральной дирекции Александра Синакевича (улица Танцорова, 24).
Есть повод вспомнить и историю второго особняка Мешкова (первый ныне занимает Пермский краеведческий музей, улица Монастырская, 11).
Считается, что данный «теремок», способный быть достопримечательностью правобережной части Перми, был построен в начале XX столетия, хотя высказываются предположения, что он мог стоять тут уже и в конце XIX-го.
В конце позапрошлого века на правом берегу Камы тут сложился дачный поселок, куда приезжали сливки пермского общества на пароходе, отмечает бывший лидер сообщества «Правый берег» Сергей Хакимов.
– К 1894 году в окрестностях Перми, на берегу Камы при урочище Усть-Курья, в короткое время возникло целое дачное поселение, быстро увеличивающееся и в будущем обещавшее разрастись в большое пригородное селение, – поясняет общественный активист.
Обитателей курьинских дач насчитывалось до 150 человек. Богатые дичью, грибами и ягодой сосновые боры и рыбные плёсы давали возможность дачникам приятно и с пользой отдохнуть. С правого берега Камы открывался и живописный вид на Пермь.
…В настоящее время от всей той идиллии остались только три здания. Это упомянутые выше дача Синакевича, дача Мешкова и церковь Святого князя Владимира и Тихона Задонского. Дача Синакевича, наконец, реставрируется. Церковь – действующая – была частично восстановлена после пожара. Дача Мешкова пока что медленно разрушается.
Не так давно имелся еще один объект. Так называемая «дача в Лесном уголке», также представлявшая собой стилизацию под русский терем с кружевной резьбой на фасаде, исчезла после того, как участок по улице Кировоградской, 152, был продан неким предпринимателям. Ныне там таунхаусы…
Этот случай лишний раз напоминает о хрупкости городского исторического наследия. Ведь этот уголок пермского правого берега не только являет образцы редкой для города изысканной архитектуры, но и напоминает о трехсотлетней истории Перми.
Когда-то правый берег Камы был территорией углежогства (курья – так называли место, где выжигали, «курили», древесный уголь): во времена Петра I он потребовался для бурно взраставшей металлургической отрасли, которая, как мы помним, и дала начало Перми.
В последней четверти XIX века владельцы пароходной компании братья Каменские организовали рядом, в затоне, место для отстоя и зимнего ремонта речных судов. Это вписало правобережье и в историю Камского пароходства.
В 1920-е годы, напоминает Олег Гайсин, в одной из дач располагалась биостанция ПГУ, которая была аванпостом изучения природы родного края.
…Дачные дома в Нижней Курье были национализированы в 1918 году. Губкомхоз предоставлял их в аренду под жилье, детские летние лагеря и дома отдыха.
В частности, мешковской архитектурной жемчужине довелось быть общежитием для строителей химического комбината в Закамске в 1930-е годы. В шестидесятые там расположился пионерлагерь.
С 1995-го по 2003 год сооружение эксплуатировал «Пермгорэлектротранс». С 2003-го по 2013 год зданием и территорией дачи снова пользовался детский лагерь – «Фортуна». Далее – запустение в комнатах…
Только охранный статус спас «теремок» по Кировоградской, 178 от сноса как в 1990-е, так и в нынешнее время, когда аппетиты застройщиков выросли многократно. Но обветшание продолжается.
На левом берегу, в администрации Перми, вспомнили о даче Мешкова по мере приближения трехсотлетия города. Автору этих строк довелось освещать заседание Пермской городской думы в сентябре 2018 года. Тогда депутаты приняли положение о возможности приватизации памятников культуры и истории, которые находятся в ведении муниципалитета.
Есть ветшающие памятники старины, на которые у города не хватит денег для поддержания их в приличном состоянии, так обосновывалось предложение тогда. Можно бы продать. Но кто купит? Этот вопрос тогда же повис в кулуарах думы.
И эксперты, и трезвомыслящие чиновники, и сами же депутаты осознавали, что частному хозяину подобные дома, требующие кропотливой и дорогой реставрации-реконструкции, в общем, ни к чему. И других забот хватает, и недвижимостью поновее можно обзавестись с куда меньшими хлопотами.
Видимо, бесплодное ожидание мифического инвестора-волшебника в течение нескольких лет отрезвило даже самых ярых адептов чистых рыночных отношений. Опять же и 300-летний юбилей столицы Прикамья приближается. И вот без громких заявлений проектно-изыскательские работы по поводу дачи Мешкова начались…
Когда будет сдан отреставрированный объект и сколько средств на это потребуется из городской казны, в пресс-службе администрации города ответа не дали. Единственное, на что пролился свет, – будущее назначение «терема».
– Планируется приспособление здания для размещения на его базе творческих мастерских, выставочного пространства, террасы для пленэров. Окончательное решение будет принято после разработки проектно-сметной документации и понимания возможности круглогодичной эксплуатации здания, – гласит ответ нашему корреспонденту.
Справка
Здание по фактическому адресу: улица Кировоградская, 178 (Кировский район Перми), – «интересный образец загородного дома конца XIX – начала XX века, выполненный в неорусском стиле: двухэтажное здание, деревянное, обшитое тесом, с четырьмя башенками по углам. Построено предположительно по проекту известного русского и советского архитектора И.А. Голосова. Здание главным фасадом (южным) выходит на реку Каму. С южной стороны на первом этаже – веранда, на втором этаже – остекленные угловые эркеры под шатрами», указал в своем историко-архивном обосновании для реставрации историк Олег Гайсин.
Родион Филин