СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
19.05.2024
16+
Культура

Три великие партитуры в страстную субботу: В Перми прошел концерт ХХIII Московского Пасхального фестиваля

Три великие партитуры в страстную субботу: В Перми прошел концерт ХХIII Московского Пасхального фестиваля
Фото: Пермская краевая филармония
  1. Культура
В Большом зале Пермской краевой филармонии состоялся концерт ХХIII Московского Пасхального фестиваля. Традиционно его программа стала известна за несколько часов до начала: Первый концерт Дмитрия Шостаковича для скрипки с оркестром, Четвёртая симфония Антона Брукнера и Вступление к опере "Хованщина" Модеста Мусоргского.

Комбинация трёх сложнейших партитур, принадлежащих разным столетиям и разным культурам, оказалась не единственным сюрпризом вечера, никак не желавшего начаться из-за природного форс-мажора. По словам художественного руководителя маэстро Валерия Гергиева, столько снега в мае на Урале ему не доводилось видеть даже в январской Москве. В результате движение поездов из Екатеринбурга в Пермь было остановлено на несколько часов, и музыканты сводного оркестра Мариинского и Большого театров попали прямо с корабля, то есть, со специального Пасхального поезда, на сцену Большого зала Пермской филармонии. Вместо 16-ти часов концерт начался в 21 и шёл нон-стоп без антракта, что, конечно, добавило вечеру и нерва, и куража.

Тон задал скрипач Павел Милюков, виртуозно исполнивший Первый концерт Шостаковича для скрипки с оркестром. Написанная в 1948-м году специально для Давида Ойстраха и впервые исполненная в 1955-м, эта партитура до сих пор остаётся многоступенчатым лабиринтом, где каждый солист заново прокладывает дорогу, собирая в узор «спрятанные» композитором болевые точки. Музыка, уместная именно в страстную субботу (а у нас – накануне пасхальной ночи), кажется, совсем не нуждается в слушателе и точно висит в безвоздушном пространстве, а её рисунок ещё нужно собрать.

И вот выходит Павел Милюков, начинает первую часть – ноктюрн – и уже через несколько минут акустические мазки, казавшиеся разрозненными, как задуваемое ветром пламя церковной свечи, вдруг вырастают в рисунок невероятной архитектуры порывистых сгустков. Вы то парите по ним вверх, то проваливаетесь и летите куда-то к подножью, то и дело теряя нащупанный путь. За Ноктюрном следуют части Скерцо, Пассакалья, Бурлеска, соединённые очень условным пунктиром.

Концерт, который называют симфонией с солирующей скрипкой, считается не только апофеозом сложности, но и тестом на зрелость. Четырёхчастное сочинение, где есть место и экспрессии, и гротеску, и трагическим краскам ноктюрна, включает ряд эпизодов исполнительской сверхсложности. И когда все они были преодолены Павлом Милюковым, что называется, с запасом воздуха, а затем и дополнены долгим солирующим бисом, надо было видеть взгляд маэстро Валерия Гергиева, в котором читались чистая радость и гордость за коллегу.

Во второй части концерта солировал оркестр. Четвёртая («Романтическая») симфония австрийского композитора Антона Брукнера, современника Вагнера и Брамса, создана словно для того, чтобы продемонстрировать высший пилотаж именно оркестровых возможностей. Масштабная партитура основана на контрастах, где экстатические кульминации соседствуют с нежнейшей пасторальностью, а знаменитые брукнеровские философские созерцания – с маршеобразным потоком.

Соло валторны, захватывающее вас в первой части, рождается на зыбко-трепетном фоне струнных и символизирует выраженное героическое начало. Во второй части с ним контрастирует лирика, которая разрешается экстатической кульминацией в коде. Третья часть – скерцо – это игра упругих ритмов, безусловная радость, рождающаяся из звонкой переклички труб и валторн. Наконец, финал, где неистовое буйство стихии вызывает ассоциации с мрачными картинами немецкого эпоса…

Как точно написала музыковед Екатерина Баталина-Корнева, романтизм "по Брукнеру" – это не берлиозовские мечты и сновидения, не листовские рвущиеся метания, не вагнеровское томление. Это долгий, через славу и тернии, через признание и неверие, почти христианский путь к себе, путь к Богу. При этом музыка Брукнера поет и трубит, и даже кружится, вновь и вновь возвещая о главном.

Концерт завершился Вступлением к опере "Хованщина" Мусоргского, которое стало своеобразным эпиграфом к самой Пасхальной ночи, спустившейся на город и встретившей сиянием звёзд публику, выходящую из Большого филармонического зала.

Фото: Пермская краевая филармония
Фото: Пермская краевая филармония


Московский Пасхальный фестиваль, основанный в 2002 году по инициативе Валерия Гергиева и правительства Москвы, стал одним из крупнейших событий в культурной жизни России. Ежегодно он собирает сотни тысяч слушателей. В 2003 году фестиваль получил статус Всероссийского проекта при поддержке президента РФ Владимира Путина.

За время существования этот форум охватил более 145 городов России и пяти стран, в нём приняли участие исполнители со всего мира.

В этом году фестиваль, который традиционно проводит Пермская краевая филармония при поддержке Министерства культуры и губернатора Пермского края, приурочен не только к Пасхе. Он посвящён памятным датам и юбилеям великих композиторов: Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинки, чьи произведения особенно ярко прозвучат в программах.Маршрут объединённого симфонического оркестра охватил 24 города России — за 22 дня музыканты преодолели более 15 тысяч километров. Выдающиеся солисты и музыкальные коллективы выступили на центральных площадках Москвы и регионов.